В Санкт-Петербурге изучают, как металлодетекторы пропустили бомбы
Депутаты петербургского парламента после теракта просят предоставить информацию об эффективности работы систем безопасности метрополитена в Санкт-Петербурге.
Как пишет "Коммерсант", представители двух оппозиционных фракций, "Справедливой России" и "Яблока", потребовали от губернатора города Георгия Полтавченко отчитаться о средствах, потраченных на них за последние годы.
В конце 2015 года Смольный потратил около 60 млн руб. на закупки у московского ЗАО "Современные наукоемкие технологии" арочных металлодетекторов. На данное время, в вестибюлях станций петербургского метрополитена установлено 325 таких детекторов.
Однако взрыв в поезде метро 3 апреля показал, что такая система антитеррористической защиты оказалась бесполезной против террориста.
"Участники расследования не исключают, что это могло произойти из-за халатности сотрудников службы безопасности метрополитена, которые должны следить за показаниями металлодетекторов, установленных на входах в метро, а также полицейских", – пишет газета.
Согласно ведомственным инструкциям, и те, и другие должны вычислять среди пассажиров тех, которые могут относиться к группе риска не только по показаниям приборов, но и по внешнему виду, проводить с ними профилактические беседы и тщательнее их досматривать.
"Исправный металлодетектор не мог не сработать при проносе двух огнетушителей, заполненных шариками и взрывчаткой, а при их осмотре даже не специалист выявил бы, что это на самом деле бомбы", – полагают в России.
Начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин 4 апреля рассказал журналистам, что за прошлый год сотрудники подземки с помощью металлодетекторов выявили порядка 10 тысяч запрещенных к провозу предметов.
Но объяснил, что обеспечить такую же "стерильность", как, например, в аэропорту Пулково, метрополитен не может, поскольку в день перевозит 2 миллиона пассажиров – и их тотальный досмотр, особенно в час пик, парализовал бы работу метро.
Как известно, днем 3 апреля в Санкт-Петербурге в поезде между станциями метро "Сенная площадь" и "Технологический институт" произошел взрыв в вагоне, в результате которого погибли 14 человек, еще около 50 получили ранения.
Уже на следующий день после теракта участники расследования сообщили, что его исполнил Акбаржон Джалилов – уроженец киргизского города Ош.
По версии следствия, вначале молодой человек принес и оставил самодельную бомбу на станции "Площадь Восстания" – в сумке под скамейкой, а потом активировал в вагоне поезда вторую бомбу, находившуюся у него в рюкзаке. От смертника остались голова и конечности.
О том, что в обоих случаях действовал Джалилов, следствие установило по записям камер наружного наблюдения. Кроме того, по заключению генетической экспертизы, именно он оставил следы на несработавшей бомбе (селитра и стальные шарики для подшипников, помещенные в автомобильный огнетушитель).
Участники расследования полагают, что, побывав недавно в Оше, Джалилов через соцсети связался с кем-то из земляков, воюющих за запрещенное в России "Исламское государство", и мог получать от них инструкции.