В Европе решили давать больше тем, кто лучше реформируется. Украина "в пролете"?
Новая стратегия Европейской политики соседства содержит "обтекаемую" формулировку о возможности вступления в Евросоюз стран Восточного партнерства.
Об этом пишет газета "Коммерсант-Украина".
В обнародованной 25 мая в Брюсселе стратегии Европейской политики соседства (ЕПС) впервые упомянута статья Договора о Евросоюзе, допускающая подачу восточными соседями ЕС заявки на членство в нем. Однако Брюссель подчеркивает, что это еще не означает перспективы членства, сообщает газета.
Наибольшие изменения претерпел формат взаимоотношений Еврокомиссии со странами Средиземноморья, а также общие положения, влияющие и на Украину. Разделы, посвященные Восточному партнерству (объединяет Украину, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан и Белоруссию), также переписаны.
Главной новостью раздела "Усиление Восточного партнерства" стало упоминание о критериях членства стран ВП в Евросоюзе.
"Ценности, на которых основан ЕС, находятся в центре политической ассоциации и экономической интеграции, которые предлагаются в рамках Восточного партнерства. Это те же ценности, которые в соответствии со ст. 49 Договора о Евросоюзе должно уважать любое государство, претендующее на членство в ЕС", - говорится в документе.
Статья, о которой упоминается в коммюнике, гарантирует право подавать заявку о вступлении в ЕС любому европейскому государству, которое придерживается принципов свободы, демократии, правового государства, уважения прав человека и основных свобод.
Как утверждают источники издания, изначально в ЕК планировали "более амбициозную формулировку, касающуюся европейской перспективы стран ВП", но затем под давлением стран-членов ЕС фраза приняла более обтекаемую форму.
"Мы пришли к тому, что в этот раз (при изменении ЕПС) нам нужно более конкретно обозначить конечную цель. Вы спросите, означает ли это перспективу членства? Нет, не означает", - сказал еврокомиссар по вопросам расширения и ЕПС Штефан Фюле.
Еще одно существенное изменение ЕПС касается финансирования этого формата.
Действующим бюджетом ЕС предусмотрена помощь странам-соседям в размере 5,7 млрд евро до конца 2013 года, 2/3 которых направлялось в Средиземноморский регион, а оставшиеся средства – в страны Восточного партнерства.
ЕК намерена увеличить общую сумму на 1,242 млрд евро (то есть до 7 млрд евро), при этом вместо квотного распределения средств будет действовать принцип "больше за большее": основные транши будут выделяться тем странам, которые лучше показали себя в реформах.
При принятии решения о распределении помощи ЕС Брюссель будет оценивать страны-получатели по 5-ти критериям: успешное проведение честных и свободных выборов; соблюдение свободы собраний и свободы СМИ; верховенство закона, независимая юстиция и честный суд; борьба с коррупцией; реформирование спецслужб и правоохранительных органов и обеспечение демократического контроля над ними.
Шансы Украины получить существенное финансирование из этих фондов, судя по отчету Еврокомиссии о прогрессе в Украине за 2010 год, пока невысоки.