Почему не стоит надеяться, что Европа поможет нам восстановить Донбасс
Рано или поздно, но война на востоке Украины закончится, и мы обязаны будем ответить на несколько вопросов:
– Донбасс – это промышленный регион или что-то другое? Что мы там хотим построить?
– Сколько денег нужно на новый Донбасс?
– Кто физически это будет делать?
Пока у власти нет четких ответов на эти вопросы. И это плохо.
Петр Порошенко предложил европейским странам взять под патронат отдельные города и поселки на освобожденных территориях. Мол, пускай Германия возьмет ответственность за Краматорск, Греция – за Мариуполь, Великобритания – за Волноваху и кто-то еще – за Северодонецк, Лисичанск, Авдеевку.
По словам президента, тогда "они будут понимать тот уровень проблем, который сегодня касается нас".
Возможно. Но почему мы думаем, что все можно отдать на откуп европейцам, а самим – умыть руки?
Ведь никто так не заинтересован в успехе Украины, как мы сами. Или я ошибаюсь?
В процессе восстановления Донбасса мы могли бы решить несколько проблем.
Во-первых, снизить влияние олигархов на целые города и районы. Создать условия для конкуренции, привлечь инвестиции в новые технологические отрасли.
Сырьевая экономика ушла в прошлое. И на карте нового Донбасса рядом с металлургическими предприятиями могут появиться другие. Те, которые работают в сфере электронной промышленности, робототехники, биоиндустрии и фармацевтики, возобновляемой энергетики и многих других.
Во-вторых, мы можем решить проблему трудовой миграции. Сегодня ежеминутно из Украины выезжают двое граждан. За последние полгода более 1,5 миллиона наших граждан уехали за границу в поисках работы.
Если появятся сотни тысяч рабочих мест, под которые удастся привлечь в том числе и донорские средства – необходимость уезжать за большей зарплатой постепенно исчезнет.
Государство может сыграть тут ключевую роль. Например, малые и средние предприниматели, которые решаются инвестировать в свое дело от 20 тысяч долларов – на 3-5 лет могут быть освобождены от уплаты налогов на прибыль. Но и обязательное условие для бизнеса – зарплаты для наемных рабочих и сотрудников должны быть достойными.
В-третьих, восстановление Донбасса – это, прежде всего, история о внутренней реинтеграции Украины. Инновационные сферы и новая экономическая философия восстановления Донецкой и Луганской областей привлечет внимание специалистов из разных регионов Украины.
Харьковчане и одесситы, львовяне, черниговчане и украинцы из других регионов получат приоритетную возможность принять участие в масштабном проекте восстановления Донбасса.
Чтобы действительно восстановить Донбасс, нам не обойтись только "экономическими витринами" и деньгами доноров.
Нашим партнерам, несмотря на все то хорошее, что они уже сделали для Украины, легче выдать сотни тысяч разрешений на работу украинцам.
Например, Германия, вслед за Польшей заявила о намерении упростить процедуру трудоустройства для граждан государств, не входящих в состав ЕС.
После таких новостей с трудом верится, что кто-то вместо нас сможет восстановить Донбасс. Но пока мы сами не расставим нужные нам акценты – надеяться на успех не стоит.
И тем более, что этим успехом кто-то с нами поделится.
Катерина Назимко, специально для УП