Бездумье российского выбора
Неоднократно переносимые и сдвигаемые на все более ранний срок парламентские выборы в России – незаметно и благополучно состоялись.
Это была самая скучная и бессмысленная избирательная кампания даже по классическим российским меркам.
Во-первых, выборы стали неким тестом на умение Кремля предварительно блокировать непрогнозируемое голосование на уровне сознания избирателя, а не на уровне поведения, как это было прежде.
Другими словами, оголтелая пропаганда победила политические технологии. Так просто проще. Медиа – они как инстинктивная сетка. Накрывают и накачивают. Зачем тратиться на проекты будущего и разговор с избирателем?..
Во-вторых, власть начала опасаться сверхуправляемости политических процессов со своей стороны.
Внутреннее ощущение заговора, по причине аналогий с историческими закономерностями, влияет на атмосферу действий власти. Летаргическая гражданская тишина и махровая прогнозируемость поведения россиян настораживает власть и заставляет ее входить во вкус. Именно для этого в виде эксперимента на этих выборах апробировали одномандатные округа. Прежде всего, чтобы подстраховаться и уравновесить борзую партийную верхушку "Единой России".
В-третьих, эта кампания проходила в условиях тотальной деполитизации.
Нет политических смыслов, нет политических интересов – собственно, нет электората в его партиципаторном понимании. Есть Кремль, медиа и биомасса.
Все как по старинке: "Самодержавие, православие и народность". Только в новейшем исполнении и с работой над ошибками, коих в истории России безумно много. Зная это, власть словно пылесосом прошлась по каждому уголку гражданской деятельности, высасывая любую потенциально крамольную деятельность в зародыше.
Кремль превратился в главного мажоритарного игрока в паевом обществе "Дума".
До самих выборов у него уже сбито конституционное большинство. По предварительным результатам, "Единая Россия" забирает 75% думских мест – этого более чем достаточно для одобрения чего угодно, что придумает Кремль. ЛДПР, КПРФ изрядно снизили свое представительство. "Справедливая Россия" прошла на грани – подконтрольная машина участковых комиссий от Алтая до Урала в ночь на 19-е по звонкам кураторов решила этот несущественный вопрос.
Вторая интрига выборов: сколько оппозиционеров будут допущены в одномандатных округах к думскому креслу – закончилась, даже толком не раскрутившись.
Кстати, на последних парламентских выборах в Белоруссии в округе победу одержал целый один оппозиционный кандидат. Эту новость преподнесли чуть ли не как торжество демократии. В России, скорее всего, поступят так же, представив победу в одном из дальних округов какого-то "независимого" или "оппозиционного" кандидата-мажоритарщика.
Отдельным вопросом для Кремля являются голоса за "Единую Россию" в Крыму. Их количество должно выше, чем средние проценты по всей России, хотя явка гораздо ниже, чем в среднем по России. Запугать крымчан во время мнимой военной диверсии со стороны Украины получилось. Другого способа скорректировать волеизъявление жителей полуострова, успевших насладиться плюрализмом и демократией за годы пребывания в Украине, найти сложно.
А представьте себе на минутку, как выглядел бы Путин, получи он низкий результат единороссов в оккупированном регионе?..
Есть один еще момент, который заслуживает восторга. Это исполнение и построение избирательной кампании в таком авторитарном и потребительском обществе как российское, при этом потенциально не являющееся абсолютно безнадежным в плане рационального выбора.
Наверное, таких красивых и эффективных игр разума с "разумом" мы больше не увидим. В этом процессе вообще отсутствует избиратель. И если в Украине голос – это валюта, то в России он – отработочная повинность.
Однако нет ничего вечного. Тем более бездумья.
Олег Постернак, политический аналитик, кандидат исторических наук, специально для УП