Почему население ничего не знает о реформах?
Не проходит и дня, чтобы facebook сообщество, многочисленные эксперты и даже депутаты не бросили камень в огород коммуникаций государства, которое не рассказывает людям о реформах.
При этом камни летят ковровым покрытием, не разбирая должен ли тот иной орган отвечать за те или иные действия или нет.
Так, Министерство информполитики обвиняют, что оно-де обеспечило плохой PR президенту. Не разбирая в принципе, что МИП не является PR-агентством кого и чего бы то ни было. Или многие, даже очень именитые журналисты честно полагают, что мы должны наладить распространение украинских газет в Крыму.
Или, например, государство должно выставить миллионную армию блогеров для борьбы с такой же армией России, не понимая, что эффективное противостояние стоит миллиарды денег.
И никакие разъяснения, что мы не приемлем подход "сила на силу", сознание неравнодушных граждан требует от нас немедленного реагирования и развенчания каждого фейка в сети в моментальном режиме.
Даже если согласится с недоработками, но при этом профессионально-журналистски разобраться и потребовать от того или иного министерства качественного освещения своей деятельности, или того самого диалога с обществом, я бы предложила сначала посмотреть, какие ресурсы есть у наших органов власти для такой деятельности.
Есть министерства, в которых в коммуникационном отделе числится один деловод. Есть, где пиаром министра занимается внешне нанятый и оплачиваемый донорами консультант или даже команда, а остальное министерство брошено в руки полутора специалистов, которые проводят по 30 мероприятий в неделю, выпускают по 5 релизов в день, наполняют сайт и отвечают на запросы граждан.
1,5 человека….
Где уж тут обижаться на то, что пресс-центры министерств не могут справиться с даже обычным пресс-ивентом на рыночном уровне (с аккредитацией, полным набором документов для журналистов, пост-менеджментом) или берут на официальный ответ на журналистский запрос по 3-5, а то и 7 дней.
Я уже молчу про планирование и проведение кампании, в частности, например, объясняющей, что означает та или иная реформа.
К слову, в крупной украинской компании, которая должна рассказывать о себе стране, в PR-отделе может работать от 5 до 10 человек, и в нанятом агентстве еще такая же команда. Это мы не считаем специалистов по медиа, диджитал и рекламе, которые в итоге могут формировать маркетинг отдел компании от 30 до 100-человек.
Коммуникационный офис британского правительства состоит из почти 500 человек. Такой же отдел, например, города Варшава состоит из 67 специалистов.
У нас во всех 17 министерствах (без ведомств) официально работает 160 человек, 60% из которых сосредоточены в силовых ведомствах.
То есть, в среднем четыре человека на министерство. Четыре человека должны выполнять не только PR-функции, но и полный комплекс всех остальных типов коммуникаций как на техническом, так и на стратегическом уровне, включая иногда еще и работу с запросами граждан, что вообще является отдельной историей и областью деятельности.
Любой специалист скажет, что это в принципе невозможно.
И, прежде всего, невозможно выпрыгнуть из операционного потока на уровень стратегического планирования коммуникаций.
Что это означает?
Это означает, что прежде чем проводить реформу, министерство должно провести исследования и замеры общественного мнения, насколько эта реформа нужна и будет понята и принята обществом.
До этого надо провести хотя бы минимальную разъяснительную работу. А после исследования спланировать нужную коммуникацию, часто комплексную и масштабную, часто задействующую несколько министерств.
А потом еще померять результаты и постоянно мониторить восприятие происходящего гражданами.
О таком подходе и ресурсах Украине пока остается только мечтать.
И по-хорошему именно отсутствие такого подхода и порождает ситуацию непонимания ситуации с реформами. Находясь в Кабмине мы видим, какое огромное количество изменений происходит.
И да –они не видны и не понятны большей массе населения. И да – половина министерств очень плохо может объяснить на простом языке, что означает то или иное событие. И да –с этим надо что-то делать, но не на пожарно-спасательном уровне, а на системном.
Именно поэтому МИП совместно с Секретариатом с помощью команды консультантов разработали концепцию реформы правительственных коммуникаций.
Концепция – не уникальна, она базируется на лучших европейских практиках и ближе всего к британской и голландской моделям.
Она состоит в том, чтобы:
- придать гораздо более высокий статус коммуникациям в процессе управления. Только если PR-щик в министерстве перестанет быть 10-м "прикрывающим", коммуникации заработают. Эта функция должна стать профильной для каждого министерства.
- развести политические и государственные коммуникации. Из-за того, что те же "лица" в одном и том же формате доносят самый разный набор сообщений от имени министра или министерства порождает то самое неверное восприятие власти населением.
Все, даже самые бытовые вопросы – субсидии, вакцины, тарифы – политизированы донельзя.
Политическим пиаром занимается пресс-служба чиновника. Госслужащие занимаются коммуникациями министерства, кампаниями.
- развести тактические и стратегические функции, а главное – нарастить стратегическую, о чем было упомянуто выше
- усилить координацию между министерствами и внутри них для проведения кросс-тематических кампаний
- реформа также предполагает изменение системы отбора сотрудников, их мотивации, системы обучения, а также накопления и сохранения знаний и данных.
Сейчас уже сделаны многие подготовительные шаги, и мы находимся на стадии, когда концепция поддержана правительством Украины и перешла в стадию детального планирования.
Реализация реформы планируется на средства донорской помощи, но в двух- трехлетней перспективе расходы должны быть заложены в госбюджет.
В итоге мы хотим оставить стране систему, которая будет работать как часы вне зависимости от политического курса, прихода тех или иных персон к власти.
Поэтому важно закрепить все изменения законодательно.
С точки зрения сроков мы ожидаем, что в 2016 нам удастся подготовить реформу к реализации, начать с верхней цепочки новой структуры, возможно, провести 2-3 пилотных проекта на базе ключевых министерств и уже к 2017 году развернуть реформу для всего правительства.
Если вы хотите поделиться своим мнением или задать вопросы по проблеме, пожалуйста, можете обращаться к команде проекта на страницу в Facebook.
Иветта Деликатная, лидер проекта The Communication Reform Group, советник министра информационной политики, для УП