Партнерський збір УП. Задонать на дрони та РЕБи

Чому населення нічого не знає про реформи?

Середа, 27 січня 2016, 12:57

Не проходит и дня, чтобы facebook сообщество, многочисленные эксперты и даже депутаты не бросили камень в огород коммуникаций государства, которое не рассказывает людям о реформах.

При этом камни летят ковровым покрытием, не разбирая должен ли тот иной орган отвечать за те или иные действия или нет.

Так, Министерство информполитики обвиняют, что оно-де обеспечило плохой PR президенту. Не разбирая в принципе, что МИП не является PR-агентством кого и чего бы то ни было. Или многие, даже очень именитые журналисты честно полагают, что мы должны наладить распространение украинских газет в Крыму.

Или, например, государство должно выставить миллионную армию блогеров для борьбы с такой же армией России, не понимая, что эффективное противостояние стоит миллиарды денег.

И никакие разъяснения, что мы не приемлем подход "сила на силу", сознание неравнодушных граждан требует от нас немедленного реагирования и развенчания каждого фейка в сети в моментальном режиме.

Даже если согласится с недоработками, но при этом профессионально-журналистски разобраться и потребовать от того или иного министерства качественного освещения своей деятельности, или того самого диалога с обществом, я бы предложила сначала посмотреть, какие ресурсы есть у наших органов власти для такой деятельности.

Есть министерства, в которых в коммуникационном отделе числится один деловод. Есть, где пиаром министра занимается внешне нанятый и оплачиваемый донорами консультант или даже команда, а остальное министерство брошено в руки полутора специалистов, которые проводят по 30 мероприятий в неделю, выпускают по 5 релизов в день, наполняют сайт и отвечают на запросы граждан.

1,5 человека….

Где уж тут обижаться на то, что пресс-центры министерств не могут справиться с даже обычным пресс-ивентом на рыночном уровне (с аккредитацией, полным набором документов для журналистов, пост-менеджментом) или берут на официальный ответ на журналистский запрос по 3-5, а то и 7 дней.

Я уже молчу про планирование и проведение кампании, в частности, например, объясняющей, что означает та или иная реформа.

К слову, в крупной украинской компании, которая должна рассказывать о себе стране, в PR-отделе может работать от 5 до 10 человек, и в нанятом агентстве еще такая же команда. Это мы не считаем специалистов по медиа, диджитал и рекламе, которые в итоге могут формировать маркетинг отдел компании от 30 до 100-человек.

Коммуникационный офис британского правительства состоит из почти 500 человек. Такой же отдел, например, города Варшава состоит из 67 специалистов.

У нас во всех 17 министерствах (без ведомств) официально работает 160 человек, 60% из которых сосредоточены в силовых ведомствах.

То есть, в среднем четыре человека на министерство. Четыре человека должны выполнять не только PR-функции, но и полный комплекс всех остальных типов коммуникаций как на техническом, так и на стратегическом уровне, включая иногда еще и работу с запросами граждан, что вообще является отдельной историей и областью деятельности.

Любой специалист скажет, что это в принципе невозможно.

И, прежде всего, невозможно выпрыгнуть из операционного потока на уровень стратегического планирования коммуникаций.

Что это означает?

Это означает, что прежде чем проводить реформу, министерство должно провести исследования и замеры общественного мнения, насколько эта реформа нужна и будет понята и принята обществом.

До этого надо провести хотя бы минимальную разъяснительную работу. А после исследования спланировать нужную коммуникацию, часто комплексную и масштабную, часто задействующую несколько министерств.

А потом еще померять результаты и постоянно мониторить восприятие происходящего гражданами.

О таком подходе и ресурсах Украине пока остается только мечтать.

И по-хорошему именно отсутствие такого подхода и порождает ситуацию непонимания ситуации с реформами. Находясь в Кабмине мы видим, какое огромное количество изменений происходит.

И да –они не видны и не понятны большей массе населения. И да – половина министерств очень плохо может объяснить на простом языке, что означает то или иное событие. И да –с этим надо что-то делать, но не на пожарно-спасательном уровне, а на системном.

Именно поэтому МИП совместно с Секретариатом с помощью команды консультантов разработали концепцию реформы правительственных коммуникаций.

Концепция – не уникальна, она базируется на лучших европейских практиках и ближе всего к британской и голландской моделям.

Она состоит в том, чтобы:

- придать гораздо более высокий статус коммуникациям в процессе управления. Только если PR-щик в министерстве перестанет быть 10-м "прикрывающим", коммуникации заработают. Эта функция должна стать профильной для каждого министерства.

- развести политические и государственные коммуникации. Из-за того, что те же "лица" в одном и том же формате доносят самый разный набор сообщений от имени министра или министерства порождает то самое неверное восприятие власти населением.

Все, даже самые бытовые вопросы – субсидии, вакцины, тарифы – политизированы донельзя.

Политическим пиаром занимается пресс-служба чиновника. Госслужащие занимаются коммуникациями министерства, кампаниями.

- развести тактические и стратегические функции, а главное – нарастить стратегическую, о чем было упомянуто выше

- усилить координацию между министерствами и внутри них для проведения кросс-тематических кампаний

- реформа также предполагает изменение системы отбора сотрудников, их мотивации, системы обучения, а также накопления и сохранения знаний и данных.

Сейчас уже сделаны многие подготовительные шаги, и мы находимся на стадии, когда концепция поддержана правительством Украины и перешла в стадию детального планирования.

Реализация реформы планируется на средства донорской помощи, но в двух- трехлетней перспективе расходы должны быть заложены в госбюджет.

В итоге мы хотим оставить стране систему, которая будет работать как часы вне зависимости от политического курса, прихода тех или иных персон к власти.

Поэтому важно закрепить все изменения законодательно.

С точки зрения сроков мы ожидаем, что в 2016 нам удастся подготовить реформу к реализации, начать с верхней цепочки новой структуры, возможно, провести 2-3 пилотных проекта на базе ключевых министерств и уже к 2017 году развернуть реформу для всего правительства.

Если вы хотите поделиться своим мнением или задать вопросы по проблеме, пожалуйста, можете обращаться к команде проекта на страницу в Facebook.

Иветта Деликатная,  лидер проекта The Communication Reform Group, советник министра информационной политики, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Сьогодні українська мова є в більшій небезпеці, ніж в 2022 році

Пам'яті Ірини Цибух

На порозі катастрофи. Розподілена генерація – шанс уникнути зимового блекауту

Три причини, чому саме зараз пора об'єктивно оцінити роботу АРМА

Чому управління відходами комерційної та промислової упаковки повинні здійснювати виробники

Де межа між національними інтересами та захистом права власності?