Министр Могилев и права человека
27 декабря 2005 г. тогдашним министром внутренних дел Юрием Луценко был подписан приказ № 1243 о создании Общественного совета при МВД Украины по вопросам обеспечения прав человека (далее ОС) как консультативно-совещательного органа.
28 декабря состоялось его первое заседание, где я был избран сопредседателем ОС, вторым сопредседателем стал министр. ОС функционировал более четырех лет, контактируя и с Юрием Луценко, и с Василием Цушко, и снова с Юрием Луценко.
После формирования нового правительства в 2010 году члены ОС более трех месяцев пытались провести очередное заседание, но безуспешно. Однако приказ № 1243 не отменен, и я считаю, что должен выполнять свои обязанности.
Не имея возможности дать рекомендации, как обычно, во время заседания ОC, вынужден сделать это публично.
В последнее время министр внутренних дел Анатолий Могилев часто говорит о правах человека. Он даже сказал 9 июля в телепрограмме "Большая политика" на "Интере", что "... в отношении каждого нарушения прав человека мы будем проводить жесточайшее расследование" (подчеркнуто мной - Е.З.).
Но нарушение прав человека со стороны работников органов внутренних дел возникают прежде всего из-за некоторых приказов министра.
Так, распоряжением № 236 от 08.04.10 необоснованно расширяются властные полномочия должностных лиц ОВД Украины, поскольку от руководителей подразделений требуется обеспечить на железнодорожном транспорте "... постоянный контроль за пребыванием иностранцев на объектах обслуживания, осуществлять тщательные проверки документов у иностранных граждан, особое внимание уделять наличию регистрационных карт, выданных пограничниками".
Но действовать таким образом - это массово нарушать требования закона. Даже для рядового гражданина очевидно, что постоянное наблюдение за лицом и проверка документов являются процедурами специфическими и достаточно жестко регламентированными законом, поэтому их нельзя применять как массовую практику и к гражданам Украины, и к иностранцам.
Кроме того, согласно указанию № 292 от 23.04.10 планируется к внедрению система "Розыск-Магистраль", которой предусмотрено внесение в железнодорожные билеты фамилии, имени и отчества, года рождения, серии и номера предоставленного документа. Цель при этом провозглашается якобы общественно полезная - розыск преступников.
Но руководству МВД при этом совершенно безразлично то, что такой подход автоматически ставит любого гражданина в статусные рамки потенциального преступника, а также грубо нарушает право на приватность.
Внедрение этой системы существенно препятствует и свободе передвижения, которая может быть ограничена лишь при условиях глобальных социальных угроз - войны, террористических актов, массовых беспорядков, природных катаклизмов.
Ничего из вышеперечисленного в Украине не происходит. Зато есть откровенное желание руководства МВД произвольно и беспрепятственно контролировать перемещение граждан, как это совершали когда-то давно должностные лица полицейских государств. Неужели мы хотим показать гостям "Евро-2012" именно такую, полицейскую, Украину?
Другие систематические и массовые нарушения права на приватность, резко увеличившиеся при новом руководстве МВД, - это принудительное дактилоскопирование задержанных. Оно должно применяться к лицам, обвиняемым в совершении преступления или получивших административное наказание в виде лишения свободы, но применяется гораздо шире, еще до вынесения судом наказания за административное правонарушение.
Кроме того, его применяют в отношении определенных групп населения, в частности, относительно ромов, которых специально для этого задерживают, а затем отпускают. Такие действия возвращают старые формы дискриминации ромов, от которых в последние годы МВД уже избавилось.
Средствами массовой информации лишь областного и национального уровня было обнародовано более 350 критических публикаций относительно нарушений свободы мирных собраний со стороны органов внутренних дел за первые 100 дней нового руководства МВД.
За этот период такие нарушения были больше, чем за 2007-2009 годы вместе взятые. Характер и масштаб этих нарушений не оставляет сомнений, что незаконные действия милиции осуществлялись по приказу руководства МВД. И мне очень жаль сотрудников ОВД, которых принуждают совершать незаконные действия.
Это и вмешательство с целью помешать принять участие в мирных собраниях, и предоставление преимущества одной из сторон во время их проведения, и безосновательное прекращение мирных собраний и задержание его участников, и противоправное нереагирование сотрудников милиции на столкновения, возникающие между оппонентами, и чрезмерное применение силы и специальных средств против участников мирных акций. Примеров можно привести очень много.
Вынужден констатировать, что выбранный новым руководством МВД путь относительно свободы мирных собраний ориентирован на развитие преимущественно репрессивных мер при том, что никаких угроз массовых беспорядков или террористических актов не было.
Наоборот, органы внутренних дел должны овладеть максимально более широким спектром правоохранительных тактик с минимальной степенью принуждения.
В последнее время участились сообщения о пытках и других формах незаконного насилия, применяемых в органах внутренних дел, иногда с летальным исходом. Так, только в течение 11-14 июня были сообщения о четырех смертельных случаях в результате действий милиции, а один человек попал в реанимацию.
По моему мнению, это напрямую связано с неправильной и непрофессиональной ориентацией руководства МВД на такой показатель работы, как количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, о чем министр Могилев заявил 9 июля на "Интере".
Это еще хуже, чем оценивать работу по проценту раскрытых преступлений, как это было до 2005 года, поскольку приведет к вынужденной массовой фальсификации показателей с целью показать хорошую работу и получить надбавки и премии.
И не из-за этого ли выросло на 30% количество зарегистрированных преступлений за первые шесть месяцев 2010 года?
Можно уверенно прогнозировать, что этот количественный показатель будет расти за счет мелких преступлений, а организаторы и заказчики преступлений серьезных, наркоторговцы и руководители организованных преступных групп, будут оставаться на свободе.
Массовым станет и вымогательство у преступника признаний в совершении аналогичных правонарушений, к которым он не имеет отношения, чтобы списать с учета нераскрытые преступления и улучшить показатели работы. Не говорю уже о совершенно забытой презумпции невиновности.
В изданном Харьковской правозащитной группой докладе "100 дней нового руководства МВД" убедительно доказано, что не менее 60% фактов изъятий оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ регулярно фальсифицируются. Имитация показателей по борьбе с незаконным оборотом запрещенных предметов только создает видимость улучшения работы.
Такой же имитацией является и утверждение о внимании МВД к правам человека - все проекты, касающиеся прав человека в деятельности МВД, приостановлены.
Как сказано в указанном докладе, "новое руководство Министерства внутренних дел во главе с Анатолием Могилевым вернулось к модели милицейского ведомства, как закрытой самодостаточной системы с собственными интересами, которые коренным образом отличаются от интересов общества.
Сущность проведенных за последние несколько месяцев "реформистских" мер не оставляет иллюзий и четко демонстрирует - милиции не нравится общественная активност,ь и она намерена существенно ее ограничить.
Приходится также констатировать, что публично провозглашенные МВД тезисы о необходимости сотрудничества с общественностью не имеют практического воплощения и остаются лишь популистскими лозунгами".
Сколько бы ни уверяли чиновники разных уровней, что Управление мониторинга соблюдения прав человека в деятельности ОВД работает, это не соответствует действительности, так как оно было ликвидировано приказом министра еще 18 марта, а его региональные сотрудники - уволены по сокращению штатов с грубыми нарушениями законодательства о труде.
Министр еще и оскорбил их в телепередаче 9 июля, сказав на всю страну, что "там половина людей это были призванные знакомые, я не буду говорить - кумовья, братья, сватья и так далее".
Это откровенная ложь. Не было в Управлении ничьих братьев, сватов и кумовьев. Только слепой или ангажированная человек с кривым взглядом не увидит, какую огромную работу, направленную на обеспечение соблюдения прав человека в действиях милиции и реформирование МВД, осуществило это Управление всего за два года.
Сотни граждан, которые жаловались на незаконные действия милиции, получили помощь от его сотрудников. По их инициативе были раскрыты значительные злоупотребления со стороны милиции.
Работники Управления обеспечили системную работу мобильных групп по мониторингу соблюдения прав человека в местах лишения свободы, подчиненных МВД, которая имела в результате значительное улучшение условий пребывания в изоляторах временного содержания.
Подведем итоги. Можно по-разному оценивать изменения в государстве, произошедшие за последние годы. Но очевидно осознание украинским обществом того факта, что власть должна служить народу, а не наоборот. И если власть на деньги налогоплательщиков нанимает милицию для защиты прав человека, то так и должно быть.
Поэтому милиция не имеет права действовать без учета потребностей населения, не может делать вид, что ей безразлично, сколько людей теряет жизнь и здоровье вследствие неправомерных действий правоохранителей.
И с учетом этой реальности руководство МВД должно в корне изменить свое отношение к сотрудничеству с общественностью и правам человека, прекратить их нарушать, отказаться от показателей работы, которые только стимулируют незаконное насилие и имитацию борьбы с преступностью.
А если оно на это не способно - его нужно заменить.
Евгений Захаров, Харьковская правозащитная группа, для УП