Торгівля як зброя. Що робити з окупованими територіями?
Сегодня завозить товары на временно оккупированные территории могут только отдельные компании, в основном, принадлежащие Ахметову – остальным же разрешения не дают.
В регионе процветает контрабанда: как напрямую – сейчас цена фуры на наших блокпостах доходит до 150 тысяч гривен, так и в объезд – это дешевле, хотя платить все равно придется, но и опаснее. За счет старых связей местная инфраструктура по-прежнему связана с Украиной.
Одновременно с этим дельцы с оккупированных территорий начинают искать новые способы наживы.
Растет импорт из России – это довольно дорогое удовольствие, ведь продукты в Украине значительно дешевле продуктов в России, поэтому цены на импортные товары на подконтрольной террористам территории очень высокие.
Регион плавно превращается в серую зону.
При этом возникают "новые аспекты". Например: близость Украины к странам ЕС (привет, безвизовый режим!) делает территорию зоны АТО удобной для производства наркосодержащих веществ. Интересно, как долго будут простаивать мощности типа "Стирола" и многих других более мелких предприятий фармацевтической и химической промышленности? Думаю, до сих пор сдерживающим фактором является только то, что это не выгодно России, так как к ним, в первую очередь, это и поползет.
Чем опасна такая ситуация?
Взятки в данном случае, это не только вопрос самой коррупции, что конечно плохо, – но еще и вопрос национальной безопасности. Поясню.
Для незаконного перемещения грузов нужно несколько участников, а именно:
– предприниматель, перевозящий грузы;
– военнослужащие разных родов войск, контролирующие данный блокпост;
– сотрудники МВД, СБУ и других служб, выполняющие свои должностные обязанности на данном блокпосте;
– и, конечно же, враг, стоящий на противоположном блокпосте.
Все эти люди должны войти в сговор с целью обеспечения перемещения фуры. Чувствуете, как растут горизонтальные связи? Сегодня, все эти люди общаются через посредников – сейчас это чаще всего перевозчики. Но недалек тот час, когда они обменяются телефончиками напрямую.
Вам тоже интересно, как будет выглядеть война между "партнерами по бизнесу"?..
И что будет, если офицеру, берущему взятку за проезд фуры с продуктами – возможно, у него есть и внутренне оправдание по типу "Еда – голодными", – со временем предложат в 2 раза больше, чтобы он не открывал и не осматривал фуру? Вопрос риторический.
Сложившаяся ситуация имеет очень плохие перспективы развития.
Чтобы в будущем не пришлось столкнуться с подобным, я вижу два основных варианта.
Вариант 1. Блокада.
Полная. Настоящая. Только в этом случае блокада будет эффективной.
Мы призываем всех, кто считает себя гражданином Украины, переехать на неоккупированную часть нашего государства. Мы полностью останавливаем любые торговые отношения с территориями, которые находятся под контролем, так называемых, ДНР и ЛНР. С помощью мировой судебной системы мы будем преследовать предприятия и конкретных людей, которые будут нарушать запрет о торговле с временно оккупированными территориями. Там не будут проводиться никакие законные платежи.
Результат:
Ответственность за экономическое состояние этих территорий полностью ляжет на Россию. Сейчас между Россией и территориями подконтрольными ЛНР и ДНР крепнут торговые и другие связи – а значит, с Украиной эти отношения должны быть полностью прекращены. Если кто-то до сих пор думает о возможности освобождения этой территории силовым методом, то могу сказать точно: к сожалению, там нет критической массы среди населения, которое бы нас поддерживало.
Минусы:
1. Скорее всего, мы не сможем полностью ликвидировать контрабанду, а значит, сохранятся все вытекающие из этого опасности.
2. Серьезный вопрос также состоит в том, сможем ли мы обеспечить достойное представительство Украины в международных судах.
3. Эти территории становятся экономической частью России.
Вариант 2. Торговля с оккупированными территориями как фактор влияния
– Разрешить торговать на этих территориях компаниям, зарегистрированным на территории свободной Украины. При этом установить специальный статус налогообложения для грузов, направляемых на временно оккупированные территории – предоплата.
– Сохранить экономическую привязку данных территорий к Украине. За счет наших продуктов будет формироваться зависимый потребительский рынок, а в случае обострения ситуации или несогласия с нашей позицией мы закроем блокпосты. Экономика ДНР и ЛНР не сможет быстро перестаиваться на российские поставки.
– Гуманитарные соображения. Это должно понравиться международной общественности. При этом никто не отменяет, например, судебное преследование тех, кто в обход Украины будет что-то покупать на временно оккупированных территориях.
– Проблема контрабанды серьезно уменьшается, так как товары, удовлетворяющие основные потребности населения, можно завезти легально.
Для принятия решения "как жить дальше", кроме воли парламента, нужна политическая воля президента и премьера.
Ярослав Маркевич, депутат ВР, специально для УП