Повз ЄС-3. "Недостойні були ті покликані"
"Приходится констатировать: блицкрига с подписанием соглашения об ассоциации Украина – ЕС не вышло. Теперь тем, кто заинтересован в приближении Украины к Европе, самое время отложить в сторону красивые воздушные замки – и браться за строительство Европы в Украине. По кирпичику".
Этот неутешительный для вильнюсской перспективы Украины вывод, к сожалению, стал очевиден задолго до ноябрьского кардинального разворота президента Януковича от ЕС к первопрестольной. Он просчитывался еще восемь месяцев назад, исходя из результатов независимого анализа предпосылок возможности подписания соглашения Украина-ЕС в этом году.
Но, как представляется, в нынешней ситуации с провалом нашего евро-шанса нужно пойти дальше, чем просто беспристрастные экспертные оценки.
Как было точно замечено, "только так – от первого лица, через призму личного мнения и можно оценивать действия Януковича. Беспристрастность в этой ситуации излишня".
История с вильнюсским провалом у каждого, кто хочет сближения Украины с Европой – своя.
Поэтому эпитафию на надгробном камне над похороненным вильнюсским "окном возможностей", но ни в коем случае не над шансами Украины оказаться в Евросоюзе как таковыми, имеет смысл так и оформлять – от первого лица, пропуская стук от закрывающегося "окна" через себя.
"От работы кони дохнут"
...Когда, основываясь исключительно на анализе предпосылок для возможности подписать соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, пришлось еще в феврале честно констатировать невозможность этого подписания, автору довелось столкнуться с ожесточенной критикой некоторых убежденных сторонников скорейшей интеграции в ЕС.
Они заявляли о необоснованном, на их взгляд, "вильнюсском скептицизме" и уверяли: именно с Вильнюса начнется новая эпоха для Украины.
Поскольку не видели никакого оксюморона в том, что, декларируя приверженность европейским ценностям, президент Янукович одновременно отбирал депутатские мандаты у защитника Тимошенко и оппозиционеров, открывал все новые уголовные дела против Тимошенко, отказывался выпустить ее из тюрьмы и занимался другими тому подобными "евроинтеграционными" делами.
Само собой, это всё видели чиновники в ЕС. И до лета стороны двигались к Вильнюсу по двум параллельным прямым, которые в ноябре бы не пересеклись.
Несмотря на то, что именно в Вильнюсе и именно в ноябре-2013 у Украины мог быть действительно уникальный шанс круто – качественно! – изменить саму природу своего движения по полю Истории. Но...
Как пелось в хорошем мультике:
Шанс! Он не получка, не аванс,
Он выпадает только раз,
Фортуна в дверь стучит, а Вас
Дома нет!..
Для того чтобы достигнуть успеха в Вильнюсе, нужно было начинать практическую внутреннюю работу по приближению к стандартам Евросоюза не в феврале этого года. А хотя бы за год до этого.
Правда, для такой работы нужно иметь: а) план развития страны и видеть хотя бы на шаг дальше, чем ближайший транш; б) осознанно сделанный выбор сближения с Евросоюзом; в) запустить маховик внутренних перемен "под Европу".
Ничего этого не было.
Да и вообще – от работы кони, как известно, дохнут. Президент Янукович не спеша занимался совсем другими делами и поэтому упустил возможность воспользоваться вильнюсским "окном возможностей", любезно распахнутым Евросоюзом.
Если бы все так и дальше шло по накатанной до ноября, то вильнюсский шанс для Украины умер бы сам собой, "без шуму и пыли". Фортуна-то постучала в дверь к украинскому президенту с приглашением за общий европейский стол. Но хозяину гораздо интереснее было считать прибыль от вассалов своего суверенного уезда.
Всё получалось как в евангельской притче – "званные не были достойны".
Джокер, который не сыграл
Но тут благосклонная Судьба подарила Киеву еще один шанс на Европейский прорыв.
Новая геополитическая реальность, возникшая вследствие августовского прессинга Москвы на Украину, одномоментно и кардинально изменила шансы Украины на ассоциацию в Вильнюсе – с мизерных на высокие.
У президента Януковича появился незаслуженный, но, тем не менее, реальный шанс добиться успеха в Вильнюсе. Правда, для его реализации нужно было экстренно сделать целый комплекс четко выверенных шагов, чтобы в союзе с ЕС превратить появившуюся потенциальную энергию рывка Украины к ЕС – в энергию кинетическую.
Сделай их Янукович – и возникла бы новая геополитическая реальность, в которой Украина, уже в качестве важнейшей и неотъемлемой части европейских боевых порядков, участвовала в большом геополитическом противостоянии с Москвой.
И составной частью новой реальности, само собой, вытекающей из новых раскладов уже достигнутого на практике взаимного пересечения интересов Украины и Евросоюза, стало бы подписание Соглашения об ассоциации в Вильнюсе.
Однако Янукович сделать требующиеся для реализации нового сценария практические шаги – оказался не способен.
Для него важнейшим условием приносящей удовольствие политической жизнедеятельности является сохранение личного комфорта. Важнейшей составляющей частью которой, помимо резко негативной реакции на давление, является принятие решений в привычной парадигме.
Для него оказалось неприемлемым сделать выбор и начать действовать в формате "Украина+ЕС против России".
Вместо этого он предпочел действовать в старой парадигме: "Украина сама по себе между двумя союзами и торгуется с обоими, выбирая для себя того, кто даст лучшие условия".
Отправные точки в торге задал сам Янукович: Тимошенко остается заключенной – для ЕС; формальным членом Таможенного союза здесь и сейчас Украина не становится – для России. Для обоих: 1) Янукович остается полновластным хозяином в стране и 2) срочное получение длинных дешевых кредитов, предназначение которых – заткнуть огромные пробоины в бюджете и подготовить базу для выборов-2015.
Поскольку европейцы еще не готовы разговаривать исключительно на языке геополитики как Москва, а так и норовят "вплести" в базу для компромисса какие-то стандарты и ценности, то Янукович очень быстро переориентировался в торгах на более понятного Путина.
И началась традиционная "мышиная война под ковром", в которой огромная и с куда большими зубами и возможностями российская мышь прогнозируемо одержала победу.
Неспособность украинского руководства использовать такой благоприятный шанс, как московский прессинг, подтвердила неэффективность выстроенной Януковичем системы принятия значимых для развития страны решений. Эта система не дала достигнуть европейских целей – ни в штатном режиме до августовской торговой войны, ни в благоприятном внештатном после нее.
Да, вертикаль власти выстроена, да работает. Вот только работает-то с КПД древнего паровоза...
Теперь, конечно, можно, и местами даже нужно, обоснованно предъявлять претензии потенциальным европейским союзникам. Мол, почему они, вместо бесконечных деклараций, какими-нибудь действиями не помешали "руке Кремля" закрыть вильнюсское "окно возможностей" для Украины? Но это – претензии второго порядка.
Ключевой вопрос нужно адресовать президенту Януковичу: во имя чего европейцам нужно было серьезно ссориться с Москвой и даже нести финансовые потери, если потенциальный союзник упорно хотел усидеть на обоих стульях? И, кроме того, не сделал нужных действий для практического подтверждения своих красивых заявлений о четком выборе европейского вектора интеграции?
Тут маловато будет "застроить" свою фракцию и принять список европейских законов...
Большое увидится на расстоянии
В отсутствии таких действий, ЕС, в котором несколько последних лет идет ожесточенная борьба между двумя парадигмами выстраивания отношений с внешними союзниками – правовой как пространство общих ценностей, и геополитической – и не мог придти на помощь Януковичу.
Украинский президент недооценил силу инерции движения Европы по траектории приоритета демократических ценностей над соображениями геополитики.
А консолидированная и исключительно геополитическая позиция Москвы принесла ей успех в борьбе с ЕС за Украину. Европейцы и не могли противопоставить такую же консолидированную позицию Москве, и слишком поздно поняли – только во время августовской торговой войны – серьезность амбиций Кремля по созданию своего геополитического евразийского проекта.
Поэтому и проиграли.
Ну что ж, теперь у Януковича и всей нашей страны будет время для оценивания того, как ЕС будет выполнять работу над ошибками.
Оценивания со стороны, вне ЕС.
У Украины же на практической повестке дня – четкие и жесткие геополитические конструкции Москвы.
Но задача "практической работы" для подписания соглашения об ассоциации с ЕС в среднесрочной, и вступления в ЕС в долгосрочной перспективе, остается в повестке дня для тех украинцев, кто хочет европейского будущего для Украины.
При условии, что такая работа будет выполнена, руководству страны, каких бы цветов на тот момент оно ни было, не останется ничего другого, кроме как формализовать осознанное решение большей части украинского общества – "быть в Европе".
Главное, чтобы на тот момент у этого руководства еще оставалась возможность самостоятельно принимать решение о направлении интеграции.
Потому что после нынешних "еврокульбитов" Януковича, Москва обязательно предпримет все усилия для пресечения повторных европейских гастролей неудачливого "акробата" и его примерного наказания.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП