Еще один участник кассетного скандала

Четверг, 27 мая 2004, 01:15
История кассетного скандала, который 28 ноября 2000 наизнанку вывернул украинскую политику, пополнилась еще одним персонажем. Вышел из тени Владимир Цвиль, который на протяжении трех с половиной лет не афишировал своего участия в деле Мельниченко. Но по неизвестной причине 26 мая 2004 года он решил больше не делать тайн из своей персоны.

О том, что в немецком Мюнхене живет такой себе господин Цвиль, который помогал Мельниченко после его бегства за границу, было известно давно. Но только людям, которые определенным образом связаны с кассетной историей: то ли близким к СПУ, то ли представителям спецслужб, то ли журналистам.

Все это время Цвиль свою роль публично не афишировал. И вдруг он решил заявить о себе. В среду Цвиль обратился в украинскую редакцию "Немецкой волны" и сообщил, что ряд приближенных к Кучме людей знали, что Мельниченко записывает гаранта.

В список Цвиля попали все руководители СБУ времен независимости, кроме Леонида Деркача. Он заявил, что о записывании Кучмы знали Евгений Марчук, Владимир Радченко и Игорь Смешко.

"Я обращаюсь к вам, уважаемые государственные деятели. Скрывать от своего народа информацию, которая составляет национальные интересы и подрывает авторитет нации и государства, грех по церковным законам и нарушает Основной закон Украины", - заявил Цвиль.

Далее он утверждает, что так называемый "кассетный скандал" не является делом иностранных спецслужб: "Не ищите в этом деле чужих следов – ни американского, ни российского, ни европейского". По его мнению, перевод стрелок – "это доморощенные, а потому обреченные на провал заготовки".

По сообщению "Немецкой волны", Цвиль называет себя непосредственным участником "кассетного скандала". По его словам, именно он вывез за границу записи, которые сделал майор Мельниченко в кабинете президента Кучмы.

Причину своего неожиданного обращения к "Немецкой волне" Цвиль объяснил, что "если мы не сделаем это сегодня, завтра может быть поздно". После этого, как можно понять из сообщения радиостанции, Цвиль больше не стал ничего говорить.

Что бросается в глаза – так это похожий почерк с заявлением генерала СБУ Валерия Кравченко, который в феврале 2004 сообщил, что получал приказы от своего руководителя в Киеве следить за оппозицией в Берлине. Кравченко, как и Цвиль, обратился к "Немецкой волне". Однако объяснить это можно не каким-то заговором, а очень простой причиной – это единственное СМИ, которое находится в Германии и вещает на Украину.

Сама персона Цвиля, как и его последнее заявление, довольно противоречивы.

Цвиль был доверенным лицом Александра Мороза на выборах президента-1999. Он действительно помогал Мельниченко покинуть Украину. Как сказано в хронологии кассетного скандала, подготовленной журналистом Алексеем Степурой, Цвиль сопровождал на джипе "Мицубиши–паджеро" туристический автобус, на котором Мельниченко вместе с женой Лилией и дочерью навсегда выезжали из Украины, пересекая украино-польский переход "Шегини".

В Европе после этого Цвиль также поддерживал Мельниченко.

Как писало "Зеркало недели" в 2002, Цвиль рассчитывал попасть в предвыборный список социалистов на последних парламентских выборах. И после того, как неожиданно Цвиль не нашел себя среди кандидатов в депутаты, это вызвало конфликт между ним и Соцпартией.

Цвиль и по сей день не терял связь с Мельниченко – например, он сопровождал экс-майора в Берлине в феврале 2004. Цвиль и Мельниченко спокойно прогуливались по фойе отеля "Хилтон", где проживала украинская делегация во главе с Кучмой. Без намека на волнение, они разговаривали с ведущими членами делегации и даже некоторыми министрами. Скорее, наоборот – люди, к которым подходили Мельниченко и Цвиль, стремительно начинали смущаться.

29 февраля 2004 Цвиль приезжал в Киев – он был на торжествах Александра Мороза по поводу его 60-летия, которые проходили в Октябрьском дворце. В зале Цвиль сидел рядом с Сергеем Головатым, и время от времени бесил какими-то репликами Петра Симоненко.

Можно было даже видеть, как Цвиль хотел поздравить Мороза со сцены – однако слово ему так и не дали.

С другой стороны, вопреки таким тесным связям с оппонентами режима, Цвиль был назначен консулом Украины в Мюнхене. Более того, говорят, у Цвиля есть письмо благодарности от тогдашней главы СБУ Владимира Радченко.

В материале "Немецкой волны" Цвиль представлен как "украинский бизнесмен". В "Зеркале недели" в 2002 году писалась, что у него есть "бизнес в Ровно", однако о его специфике не упоминалось.

Есть один фактор, который указывает, что, очевидно, свое заявление Цвиль не координировал с Мельниченко. Это бросается в глаза: отсутствие фамилии Деркача в списке людей, которые знали о прослушке в кабинете Кучмы. При том, что именно сейчас Мельниченко обнародовал новый кусок компромата, где фигурирует именно этот экс-руководитель СБУ. Речь идет о записи встречи Кучмы и Деркача, который предлагает гаранту услуги международного криминального авторитета Семена Могилевича.

Выяснить, что именно хотел сказать своим заявлением Цвиль, "Украинской правде" не удалось: он не ответил на письмо, направленное по электронной почте.

С другой стороны, вопреки всему этому заявление Цвиля не обязательно должно быть неправдой. Никто не может сказать, когда Марчук, Деркач, Радченко и Смешко узнали о прослушке кабинета Кучмы: после обнародования пленок Мельниченко или до того.

Тем более интересен комментарий, который "УП" получила от Николая Мельниченко. Экс-майор нигде не утверждает, что руководство спецслужб было не в курсе дела, что за Кучмой фиксируется каждое слово. Он говорит немного иначе – и это несложно заметить.

Мельниченко согласился на публикацию его заявления, если оно будет подано без изменений:

"Я заявляю, что ни Марчук, ни Радченко, ни Смешко не имеют никакого отношение к процессу документирования мной преступной деятельности организованной преступной группировки во главе с президентом Кучмой.

Относительно Владимира Цвиля, то он действительно с ноября 2000 года помогал мне в некоторых вопросах как человек, которому доверял Александр Мороз.

Но относительно его утверждения, что он вывозил записи, то я сегодня могу сказать по этому вопросу: он не владеет достоверной информацией. Записи он не вывозил.

Кстати, я хочу выразить благодарность как Владимиру Цвилю, так и многим другим людям, которые предоставляли и предоставляют мне помощь во время моего вынужденного временного пребывания за границей.

К сожалению, сегодня я не могу назвать десятки фамилий этих людей, но спустя некоторое время, когда банда Кучмы будет отвечать за свои преступления, я обязательно назову всех и расскажу о всех подробностях. Я прекрасно понимаю, какие проблемы возникают у людей, которые предоставляли и предоставляют мне помощь. Спустя некоторое время я также назову и тех, кто своими действиями или бездеятельностью помогал банде Кучмы так долго держаться у власти".


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования