Эпидемия электоральных мифов

Среда, 10 декабря 2003, 15:51
Начало зимы ознаменовалось новым всплеском электоральных мифов, басен и сказок. Они, как и любая болезнь, имеют разное происхождение, переносятся разными физическими лицами, могут иметь разные, но всегда неприятные последствия. Как и водится во время эпидемий, кто-то страдает, а кто-то зарабатывает на поставках яда и противоядия.

Все эти мифы рождаются в благодатном бульоне многочисленных сценариев и прогнозов, которые абсолютно естественно возникают за год до принципиально важных президентских выборов. Логика сценариев и прогнозов (как правило, не безупречная) требует легитимизации, то есть оправдания в глазах почтенной публики.

Поскольку в пределах одной статьи рассмотреть все это невозможно, остановимся сегодня лишь на наиболее распространенных мифах.

Миф первый. Леонид Кучма как единый кандидат от власти при любых условиях будет иметь в первом туре 35-37%, независимо от уровня общественной поддержки.

Реально. При любом уровне контроля, даже организованного как парламентской четверкой, так и внепарламентскими партиями, общественными организациями и т.д., так называемый "административный ресурс" в масштабах всей страны не может добавить даже 4% провласному кандидату. При условии эффективного, многоуровневого и многоступенчатого контроля в день голосования этот показатель будет приближаться к 0,0000001%.

Формулировать вопрос так, что "кандидат от власти при любых условиях будет иметь в первом туре 35-37"%, для любого политика означает преждевременную и позорную капитуляцию. Капитуляцию до начала выборов и попытку снять с себя ответственность за их результаты и последствия.

Вывод: демократические оппозиционные силы существуют прежде всего для того, чтобы не дать (или, по крайней мере, значительно усложнить) власти сфальсифицировать выборы, или, как это целомудренно называется в Украине, применить админресурс.

Именно ради этого должны объединяться оппозиционные силы, а не для того, чтобы решать бессодержательные по сути арифметические задачи сложения и вычитания электоратов.

Итак, если уважаемый глава государства, уровень поддержки которого стремительно приближается к 7% (например), может набрать в первом туре не только 35%, а хотя бы 15%, то это не только преступление власти, но и преступная безответственность самой оппозиции.

Второй миф исчерпывающе сформулирован Тимошенко. Его суть: участники акции "Повстань Украина!" - БЮТ, СПУ, КПУ "и большое количество правых внепарламентских партий - выдвигают единого кандидата-не-коммуниста", что гарантирует его прохождение во 2-й тур с теми же 40%. В этом случае часть приверженцев Ющенко проголосует за такого кандидата. И дело сделано: Ющенко может смело занять должность премьера.

Реально. Указанные политические силы ПРИНЦИПИАЛЬНО не могут выдвинуть такого кандидата. КПУ не пойдет на это потому, что это будет означать конец их партии – электорат никогда не простит такой измены.

Более того. От 10% до 40% приверженцев коммунистов проголосуют за провластного кандидата – в зависимости от его фамилии. Итак, вся комбинация невозможна изначально.

Этот вариант невозможен не только политически, но и электорально. Дело в том, что в полном соответствии со словами глубокоуважаемой госпожи Тимошенко, электораты не суммируются между собой, тем более в случае их абсолютной идеологической несовместимости. Практически это означает, что Симоненко, которого выдвинет КПУ, получит голосов больше, чем не-коммунистический кандидат, которого "выдвинет" "Повстань, Украина!".

Третий миф. Звучит он так: во второй тур "гарантированно" проходит кандидат от "двойки" (Мороз-Тимошенко); там он способен консолидировать крайних правых и крайних левых.

Реально. Любая персона от "двойки" может набрать в первом туре разве что 10%. Если точно, результат Мороза в этом случае составит 9,8%, Тимошенко – 9,9% (источник: общеукраинский репрезентативный опрос, 5906 опрошенных, октябрь 2003 г., "Имидж-контроль", по заказу Института политического моделирования).

Вывод. Политическая теория учит, что суммировать нужно не электораты, а усилия. Как учил классик (в данном случае - император всех французов Наполеон), "двигаться – в отдельности, воевать – вместе".

В наших условиях судьба оппозиции – не в заведомо обреченных попытках объединять необъединяемое (то есть электораты), а в объединении действий, направленных на проведение свободных и прозрачных выборов.



Авторы: Константин Малеев, Данила Яневский, Институт политического моделирования

Читайте также:

Тимошенко об Ющенко в Канаде и Киеве. Найдите различие

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования