Пискун. Конечная остановка.

Четверг, 30 октября 2003, 10:02
В указе Кучмы об увольнении Пискуна не указана формулировка, в связи с чем он снят. Хотя можно было бы сделать новацию, написав: "из-за политической неблагонадежности".

Медведчуку удалось убедить Кучму: лучше иметь и.о. генпрокурора, который сможет решать оперативные задачи борьбы с оппозицией. Чем полноценного Пискуна, который имитирует репрессии и вдобавок не способен справиться с глобальными проблемами посадки на нары Тимошенко.

О том, что Пискун должен быстро раскладывать по сумкам содержимое своего сейфа, было понятно еще накануне. Надо было просто обратить внимание на тональность сюжетов о генпрокуроре на каналах СДПУ(О). И не удивляться, почему это вдруг пошел одинаковый комментарий Потебенько – у которого от негодования своим преемником аж губы посинели.

Через полдня состоялся координационный комитет по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, решения которого не оставляли Пискуну шансов:

"За допущенные серьезные нарушения требований действующего законодательства и за бесчестные поступки предложить президенту в порядке статьи 106 Конституции Украины освободить от должности генпрокурора Святослава Пискуна".

Также указано, что Пискун "обратился к чрезмерной политизации органа в целом и созданию собственного политического имиджа; допущен ряд нарушений, которые наносят ущерб авторитету прокуратуры и в целом государству".

За увольнение Пискуна проголосовали все присутствующие – 17 из 21 членов комитета. В том числе силовики, которые входят в этот орган, среди которых министр внутренних дел Билоконь и глава СБУ Смешко. Которые накануне проводили общую с Пискуном пресс-конференцию.

Кучме понадобилось несколько часов, чтобы прислушаться к решению координационного комитета Колинько. Указ вышел в конце рабочего дня. Но эфир Пискуна на радио "Свобода" показал, что он и после сообщения во всех агентствах не верил в конец своей карьеры.

Разоблачения Колинько звучали, будто вернулся 1999 год, и речь идет о Лазаренко.

"В условиях ограниченного финансирования Пискун обратился к использованию на свое усмотрение бюджетных средств", - сказала Колинько. Прокуратуре было выделено при содействии президента 26 млн. грн. на увеличение штата работников прокуратуры на 1380 человек для поддержки государственного обвинения в судах.

"Использовав эти средства на другие нужды, Пискун снова обращается к президенту о выделении данной суммы на эти же самые цели", - сказала глава комитета.

"Пискун совершил ряд бесчестных поступков с использованием служебного положения в личных целях", - сказала Колинько. По ее словам, без оформления отпуска во второй половине 2002 года Пискун отдыхал в Крыму, Объединенных Арабских Эмиратах, горнолыжном курорте в Альпах - всего 29 дней. За это время он получил 5 тыс. грн. зарплаты, в том числе за интенсивность работы и за выполнение особо важных поручений.

По словам Колинько, Генпрокуратура затягивает с расследованием дел о преступлениях в сфере экономики. "По надуманным мотивам из других правоохранительных органов испрашиваются дела со значительными суммами причиненных убытков, которые или затягиваются, или закрываются".

Она заявила, что Пискун через подчиненных аппарата Генпрокуратуры "принуждал прокуроров областей принимать незаконные решения по уголовным делам" и по другим вопросам.

В частности, Пискун принудил прокурора Сумской области в обход законного порядка организовать отправление железнодорожным транспортом 100 автомобилей "Жигули"; доставку в Украину из России 5 грузовиков с товарами китайского производства по 50 тонн каждая; доставку на фирму "Рекон" трех вагонов разных консервов, двух вагонов с сахаром, 40 автомобилей-иномарок.

(Здесь следует прибавить, что, как раньше писала "Украинская правда", фирма "Рекон" была организована профсоюзом сборщиков налогов для реализации конфиската – а предыдущим местом работы Пискуна было следственное управление налоговой администрации).

Это не все грехи Пискуна. Как отметил заместитель Колинько Цвигун, прокуроры областей сообщают, что Пискун не принимает их лично, а все перевел на своих заместителей, поскольку "проблемы в областях его не волнуют". В то же время генпрокурор лично вызывает областных прокуроров для поручений "помочь той или другой коммерческой структуре".

Он также сказал, что у Пискуна нет достижений как у генпрокурора: "Какие актуальные дела направлены в суду или рассмотрены судом с того времени, как на этой должности находится Святослав Пискун? Есть одно такое дело. Это по банде "донецких", убийству народного депутата Щербаня. Но давайте же вспомним, кто поднимал это дело, кто расследовал, кто вышел на преступников? Это все было сделано при предыдущем генеральном прокуроре. В дальнейшем я таких дел не знаю".

Добивая Пискуна, Колинько отметила, что его действия не способствуют укреплению сотрудничества между правоохранительными органами. По ее словам, Пискун "без определенных законом оснований" отменил 24 октября заседание коллегии Генпрокуратуры, мотивируя это тем, что на него не приехали руководители МВД, СБУ и Координационного комитета при президенте.

При этом, напомнила Колинько, на отмененную коллегию собрались прокуроры всех областей и присутствовали заместители глав МВД, СБУ и Координационного комитета. Таким образом, подчеркнула она, Пискун не принял во внимание утерянное время коллег и затрату бюджетного средства.

На прошлом брифинге Колинько обвиняла Пискуна в том, что он проигнорировал требование президента уволить прокурора Одесской области Михаила Косюту. Также Колинько заявила, что Пискун осуществляет прикрытие бизнеса своей дочери Татьяны Иващенко.


Правовые коллизии

При желании, Пискун может обжаловать свое увольнение в суде. Поскольку юристы неоднократно обращали внимание, что Конституция не содержит четкой процедуры снятия генпрокурора.

В пункте 11 статьи 106 Конституции среди полномочий президента написано, что он "назначает по согласию Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности".

Порядок слов в этом предложении делает непонятным, распространяется ли "согласие" парламента также и на отставку генерального прокурора.

Все генпрокуроры до этого освобождались единолично Кучмой, и никто из них не имел претензий. Однако хитрость Конституции в этом вопросе очевидна. Возможно, поэтому большевики и собирали подписи за снятие Пискуна – хранились они у Гавриша. Потому что отставка через парламент является юридически безупречной. А теперь, если у Пискуна будет желание повоевать с "гарантом", есть за что уцепиться.

Но и это не все. Сам комитет Колинько имеет непонятные полномочия. Возможно, поэтому в указе Кучмы нет ни одной привязки к его решению о рекомендации уволить Пискуна. Но даже без этого является очевидной связь между вердиктами Колинько и Кучмы. При желании это тоже можно использовать в случае судебного обжалования.

Итак, 10 лет назад был принят закон "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью". Там перечислены пять пунктов "компетенции Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью". Это чисто символические полномочия, самое сильное из которых – "координация и содействие деятельности органов, которые принимают участие в борьбе с организованной преступностью".

Но в этом законе нет ничего, что касалось бы проверок деятельности силовиков или, тем более, анализа работы первых лиц силовых структур.

Однако, параллельно с этим законом действует указ Кучмы "О повышении эффективности деятельности Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью". Он вышел в мае 2003. Дополнение к указу с полномочиями подписано Медведчуком.

Там у комитета Колинько вдруг появляется бесчисленное число "задач", которые на него возлагаются. Например, "контроль выполнения правоохранительными, другими органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности законодательства Украины".

То есть дублируются функции прокуратуры.

При этом новые полномочия комитету Колинько Медведчук предоставил через несколько дней после ее назначения. И произошло это, когда ссора между главой АП и Пискуном достигла неизлечимых размеров. Медведчуку нужен был для уничтожения генпрокурора партизан в его лесу. Им стала Колинько.

Приемлемый неприемлемый Пискун

Глава парламентского комитета борьбы с оргпреступностью Владимир Стретович называет двух претендентов на место Пискуна: первого вице-спикера Геннадия Васильева и саму Колинько. Первый – креатура донецких, вторая – СДПУ(О). "Поэтому, не исключено, появится еще третий претендент, которого предложит Днепропетровская группа", - указал Стретович.

Фигура Пискуна не стоит сочувствий. В конце концов, он сам виноват в том, что не стал Коррадо Каттани. Больше того, он использовал свою должность для собственных интересов, и так же субъективно применял закон. И раскрывал Уголовный кодекс в зависимости от обстоятельств.

Пример с арестом начальника наружки Пукача – это не прогресс в деле Гонгадзе, а попытка Пискуна запустить сценарий "принципиальный прокурор – жертва Кучмы/Медведчука".

Но именно факт существования Пискуна на шахматной доске силовиков был положительным – поскольку он занимал последнюю клеточку, которая еще не заполнена ставленниками Медведчука.

История с Пискуном является вызовом для государства и его силовых учреждений. Теперь весь репрессивный инструментарий сосредоточивается в одном штабе. Произошло это за год до выборов президента. И отныне жалобы на незаконность предвыборного процесса можно писать не в Генпрокуратуру, а прямо заносить на второй этаж администрации президента. Где их будут засовывать в "шредеры" – устройства для уничтожения бумаги.

Случай с Пискуном также уникален в своей абсурдности. Он, имея такой багаж злоупотреблений, проработал 16 месяцев генпрокурором. Также вызывает вопрос и его деятельность в следственном управлении налоговой милиции. Однако все это время он лишь поднимался вверх по служебной лестнице. Аж пока не случились расхождения с Медведчуком на почве служебной целесообразности.

Еще 29 октября является уроком для всей вертикали силовиков. Которые должны знать – неотвратимым наказанием за диссонанс с Банковой является увольнение. С перспективой заведения уголовного дела за злоупотребление служебным положением.

Пискун – это очередной пример действия системы Кучмы: неприятности начинаются после невыполнения воли гаранта. В случае же с Пискуном ситуация усложняется – отныне все должны знать: команды возглашаются двумя голосами – не только Кучмы, но и главы его администрации.

Медведчук, которого еще три месяца назад дружно увольняли с АП, не просто вернул утраченные позиции – он находится на вершине своей власти.

Вообще-то Кучма в этой ситуации также может считать себя частично пострадавшим. Его история становится похожей на объявления, которые иногда появляются в украинских рекламных газетах: "одинокий пенсионер гарантирует наследование квартиры тому, кто будет обеспечивать его достойную старость и погребение..."

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования