Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Украинская власть и украинская оппозиция: кто перессорится быстрее?

Вторник, 10 июня 2003, 11:17
Начало июня оказалось богатым на заявления потенциальных участников президентской гонки-2004. Сперва Виктор Ющенко на черниговском форуме "Нашей Украины" призвал к созданию "снизу" широкой коалиции демократических сил с участием БЮТ и СПУ. При этом было предложено вплоть до октября не касаться ни фамилии согласованного кандидата от коалиции, ни распределения между конкретными фигурами должностей в будущем правительстве.

В тот же день Юлия Тимошенко в интервью газете "Зеркало недели" так же призвала к единству, - но вместе с тем высказала сомнение, пойдет ли команда "Нашей Украины" на такие переговоры вообще.

И основания для тревоги лидера БЮТИ так же очевидны: ведь озвученная в Чернигове схема отодвигает на неопределенное будущее решение вопроса о конкретном месте самой Юлии Владимировны в будущей потенциальной "команде победителей". А поэтому амбициозная Юлия Тимошенко совсем не собирается наказывать тех членов своей партии, которые уже сегодня "по собственной инициативе" говорят о ее будущем отдельном участии в выборах как о свершившемся факте.

Как всегда осторожным и корректным был Александр Мороз. Из его комментариев было поняло: он до сих пор отдает предпочтение варианту единой команды, но, если по определенной причине такая команда не состоится, то пойдет на выборы сам. И, в конце концов, Петр Симоненко впервые предельно четко заявил: если родная партия выдвинет его кандидатуру, то он до конца будет бороться за победу.

Все эти заявления прозвучали на фоне очевидного "кризиса идей" в оппозиционном лагере. Вопреки подписанному раньше "четверкой" Меморандуму о совместном видении конституционной реформы, убежденными публичными защитниками согласованной схемы перехода к парламентско-президентской республике сегодня выступают преимущественно Александр Мороз и Анатолий Матвиенко.

Виктор Ющенко каждый раз подчеркивает: первоочередным делом может стать не реформа, а замена властной команды. Вместе с тем Юлия Тимошенко фактически продолжает отстаивать схему президентской республики (параллельно пропагандируя всюду идею преобразования оппозиции... в отдельную ветвь власти, чего конституционная практика ни одного государства до сих пор не знала).

Не добавила оппозиции авторитета и отмена протестных мероприятий, сперва сгоряча назначенных на 22 мая (говорилось даже о новой многомиллионной цепи от Львова до Донецка), а со временем перенесенных на 31-е. Но наверное, все-таки хорошо, что эти мероприятия отменили - исходя из общественных настроений, оппозиции вряд ли удалось бы повторить по массовости хотя бы акции 9 марта.

Как следствие, Андрей Моржковский в статье "План переворота для Украины" поставил довольно неутешительный диагноз: "Украинская демократическая революция потерпела поражение. Система, олицетворенная именем Леонида Кучмы, сумела выстоять и даже выйти из революции, максимально усилившись. Надежд на то, что в ближайшее время демократическая оппозиция сможет взять реванш за поражение, почти нет. Во-первых, в стане оппозиции нет единства и единодушия. Во-вторых, оппозиция так и не смогла выработать конструктивной программы и предложить народу понятные и приемлемые лозунги. В-третьих, оппозиция не осознала необходимости перехода количества в качество и не смогла кроме уличных акций протеста заняться серьезными стратегическими и тактическими разработками, поставив революцию на научную основу".

Не хотел бы полемизировать с этими утверждениями - так как, как я убежден, во многом автор прав. Но интересной для меня в названной статье оказалась не оценка оппозиции, а рассмотрение состояния дел внутри самого властного лагеря. Оказывается, здесь существует "партия мира" (к ней автор относит Януковича, Тигипко и Литвина, готовых, якобы, действовать по цивилизованным правилам переговоров и компромиссов), и "партия войны".

"Эти люди сформировались как менеджеры в советских условиях и являются продуктом не столько независимой Украины, сколько сложной смеси позднебрежневского сибаритского подхода к жизни и андроповских форм диктата и контроля. Их руководящий стиль – именно из той эпохи, начала 80-х. Украина этими людьми видится как маленький Советский Союз, в котором, правда, законодательно разрешили кражи социалистического имущества и спекуляцию".

По мнению автора статьи, лидеры "партии войны" готовы ко всему, вплоть до провокации массовых волнений и государственного переворота, чтобы гарантировано заменить Леонида Кучму на своего ставленника.

Представители этой партии по фамилиям не названы, но прозрачный намек на администрацию президента и на одного "влиятельного министра" сомнений не оставляет: речь идет о СДПУ(о) и ее выдвиженце Георгии Кирпе. А затем статья становится на удивление похожей на сигнал, посланный из среды "партии мира" (то есть от Януковича, Тигипко и Литвина), призванный предостеречь президента о возможном политическом предательстве Медведчука и его команды.

По странному стечению обстоятельств, этот "сигнал" прозвучал почти одновременно с сообщением интернет-изданий (со ссылкой на латвийскую газету "Коммерсант Baltic Daily" от 4 июня) о встрече Кирпы с ведущими российскими политтехнологами в "нейтральной" Риге. Причем русские специалисты (если верить таким сообщениям – УП на сайте издания такой новости не обнаружила) расценили Кирпу как "очень правильного кандидата", а сам украинский министр в узком кругу утверждал - именно его кандидатура согласована президентом Кучмой.

Если принять изложенную здесь версию, то появление таких "сигналов" безусловно свидетельствует о чрезвычайно жестокой закулисной борьбе в середине самого властного лагеря. С одной стороны стоит связка "Янукович-Тигипко" (о ее наличии раньше откровенно заявил в интервью "Би-би-си" Дмитрий Табачник) и их попутчик Литвин, а из другого - клан СДПУ(о), амбиции которого еще раз подтвердили недавние события во Львове. Симптоматично: сразу после устранения львовского губернатора Мирона Янкива люди Януковича в местном облсовете решили объединиться с людьми Ющенко, чтобы не допустить дальнейшего усиления Медведчука.

Именно эта борьба пока оставляет шанс украинской оппозиции (так как подупавший рейтинг Виктора Ющенко все еще почти в три раза выше, чем рейтинг Виктора Януковича, который стабильно растет). Но этот шанс может быть реализован только при условии единства оппозиционного лагеря (укрепленного, кроме всего, еще и четкими обязательствами о распределении позиций в будущей команде).

В ином случае самостоятельное участие в выборах Юлии Тимошенко, Александра Мороза и Петра Симоненко может существенно изменить баланс между Януковичем и гипотетическим кандидатом "партии войны", - но влияние разделения оппозиционных голосов и структур на президентские шансы Виктора Ющенко будет однозначно сокрушительным.

Максим Стриха, руководитель научных программ Института открытой политики


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования