Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

В МОСКВЕ ОСВОБОЖДЕНЫ ЗАЛОЖНИКИ

Суббота, 26 октября 2002, 00:00
В ночь с пятницы на субботу подразделения российских силовых структур взяли штурмом Дворец культуры на Дубровке, который был захвачен террористами.

Сначала сообщалось, что в ходе операции погибли 67 заложников, среди которых нет детей. Однако по состоянию на вечер субботы поступила информация, что число погибших превысило 90 человек. Об этом сообщило НТВ со ссылкой на данные Министерства здравоохранения, передает РосБизнесКонсалтинг. Все еще не известны потери среди бойцов спецподразделений.

В субботу днем была обнародована информация, что все граждане иностранных государств живы. В целом "свыше 750 человек удалось спасти", сказал замминистра МВД Владимир Васильев.

По последним данным, точное количество убитых в здании театрального центра террористов составило 50 человек. Об этом сообщает ФСБ России. Среди убитых террористов - 32 мужчины и 18 женщин, трое террористов задержаны.

Васильев также сказал, что если бы террористы взорвали Дворец культуры, то "в здании никого бы не осталось" в живых из-за конструкции помещения.

"Сейчас много говорят, применялся газ или нет. Я уполномочен заявить: специальные средства применялись. Это позволило нейтрализовать женщин-камикадзе". В то же время Васильев опровергнул информацию, что многие из заложников погибли от применения спецсредств.

Как свидетельствуют кадры, которые показал в субботу утром Первый телеканал России, террористы, судя по их позам, были убиты в момент, когда они спали. С террористок сняты пояса со взрывчаткой. Для усиления действия взрывных устройств они были снабжены шариками от подшипников.

Представители спасательной службы МВД России, которые зашли в театральный центр на Дубровке через полчаса после штурма подразделений спецназа, увидели в зале, партере и бельэтаже десятки людей в бессознательном состоянии.

"Люди были в шоковом состоянии от стресса, переутомления, лица их были бледны", - сказал начальник оперативной спасательной службы МВД РФ Анатолий Белорусов. Он подчеркнул, что внутри здания и вокруг него никаких разрушений нет.

Штурм. Как это было

По данным корреспондентов НТВ, около половины шестого утра в здании Театрального центра раздались взрывы и звуки выстрелов, издалека напоминавшие хлопки. Это стало сигналом к началу операции, которая началась не "по сценарию, а по ситуации".

Спецназ, открыв огонь, приступил к освобождению первого этажа. С крыш соседних домов за ситуацией внимательно наблюдали снайперы. Спустя некоторое время спецназовцами был "взят" второй этаж. Как стало известно НТВ, Мовсар Бараев выбежал навстречу группе захвата с оружием в руках и был застрелен.

Представитель оперативного штаба Сергей Игнатченко сделал официальное заявление об освобождении заложников:

"Несмотря на предпринимаемые действия со стороны оперативного штаба по ведению переговоров, по выполнению требований террористов, террористы начали расстреливать людей. Было расстреляно два заложника.

После этого группа заложников попыталась прорваться. Террористы открыли по ним огонь. Есть жертвы, раненые. В этих условиях группа спецназа вынуждена была пойти на спасение людей. Завязался бой.

В процессе боя группа спецназа прорвалась в здание. Террористы ликвидированы и взяты в плен".
По данным НТВ, операция длилась 15-20 минут. По уточненным данным, были обезврежены 30 взрывных устройств.

В зале театрального центра было заложено пять мощных фугасов, при подрыве которых здание должно было разрушиться.

Четыре фугаса были заложены под опоры, удерживающие балкон и потолок, а один - в центре зрительного зала, сообщил "Интерфаксу" в субботу вечером представитель штаба по освобождению заложников.

"Террористы планировали сначала подорвать фугас в центре зала, в результате чего погибла бы часть находящихся в помещении людей. Затем они намеревались подорвать опоры, чтобы обрушить балкон и потолок", - сказал он.

Кроме того, в различных частях здания было обнаружено еще несколько фугасов меньшей мощности. Взрывчаткой были обвязаны и 18 женщин-террористок.

Нескольким террористам, переодевшимся в одежду заложников, все же удалось скрыться из здания. Один из них позднее был задержан, когда пытался затеряться среди журналистов. Затем пришло сообщение о захвате еще одного.

Предварительный осмотр трупов террористов показал, что часть боевиков находились под действием наркотиков. Об этом "Интерфаксу" сообщил источник в российских правоохранительных органах: "Об этом свидетельствует не только наличие среди их личных вещей медицинских шприцев, но и характерные следы от уколов".

Террористы также обсуждали намерения насчет заложников. Информагентства распространили отрывок разговора террориста с сообщником, который находился вне Москвы, в пятницу 25 октября в 22:19. Как сказал один бандит другому, "завтра начинается работа, и будем расстреливать самых сочных в первую очередь".

Штурм глазами очевидцев

Боец спецназа, который принимал участие в штурме, считает, "все было отработано, как по учебнику. Самое главное - нам удалось выиграть психологическую войну. Была сделана утечка о том, что штурм начинается в три часа ночи. Боевики насторожились, но штурма не было. Начали стрелять. Потом последовала естественная реакция - расслабление. И в пять часов мы начали штурм.

Через вентиляцию был запущен усыпляющий газ, несколько гранат было вброшено в зал. Самое главное - нам удалось ликвидировать смертниц, через специально сделанные лазы наши бойцы просто вошли в зал и в упор расстреляли спящих террористов. В висок. Понимаю это жестоко, но когда на человеке висит два килограмма пластида, иного способа обезвредить их мы не видели. Кроме того, началась паника.

Здесь сказалась явная недоработка, наш всегдашний недостаток - несогласованность действий подразделений. Несколько боевиков, находящихся в коридорах, открыли стрельбу, неусыпленные люди ринулись наружу и наткнулись на СОБР, который блокировал выходы.

В итоге бойцы в зале открыли огонь на поражение по балконам, но, кажется, никого не задели. Но несколько бандитов из-за этой неразберихи выбрались. Кстати, связных в толпе людей у оцепления, которые сообщали по мобильным телефонам террористам обстановку вокруг ДК, мы "вели" с самого начала. Их было больше, не двое, как сообщили. Кстати совершенно не кавказцев.

Но в целом, повторяю, мы довольны. Первая оценка - четыре с плюсом. Нужно сказать, что это первая удачная операция за несколько лет, поэтому настроение у ребят приподнятое", передает слова спецназовца www.newsru.com.

Тем временем сотрудница "Интерфакса" Ольга Черняк, которая находилась среди заложников в театральном центре в Дубровке, заявила, что все они ждали штурма, так как не видели другой возможности выйти на свободу.

"Мы ждали этого штурма, мы были уверены, что штурм необходим. Бог - это Аллах, говорили нам террористы, и мы стремимся в его царство. Женщины-чеченки, которые были среди террористов, говорили, что они будут рады обрести свободу, и были намерены взорвать себя, - рассказывает Черняк. - Когда начинался какой-то шум вокруг здания, женщины-террористки сразу разбегались по залу и рассредоточивались среди сидевших заложников. Они брались за пояса и кричали, что готовы взорвать весь зал и себя вместе со всеми сидящими в нем".

"Сегодня утро началось с того, что террористы расстреляли двух человек. Одного парня, который кричал что-то вроде: "Мамочка, я не знаю, что делать". Пуля попала ему в глаз, было много пенящейся крови. Женщине выстрелили в бок. Мы поняли, что начались расстрелы. И тут вдруг мы почувствовали, что пошел какой-то газ", - сказала Ольга Черняк.

"До этого в зале периодически запахи появлялись. У нас то текла труба, то еще что-то происходило. И мы все, и террористы к этому привыкли. И поэтому они, видимо, не обратили внимания, когда начался настоящий штурм. Когда я поняла, что идет газ, я вспомнила, что мне говорил мой дед, который прошел всю вторую мировую войну и потом работал ветеринарным врачом. Я и муж, который был рядом со мной, натянули на лицо рубашки, одежду, закрыли лицо и постарались чем-нибудь его смочить. После этого я потеряла сознание. Очнулась я уже в реанимации".

Ольга Черняк уверена, что без штурма террористы, которые уже теряли терпение, убили бы всех заложников.

Таинственный газ

Корреспондент телекомпании "Эхо" побывал в 64-ой городской клинической больнице, куда поступило более 40 человек. Реанимационное отделение переполнено. Пациентов размещают во всех свободных помещениях больницы, постелив на пол матрацы, передает www.newsru.com.

"Я принимал больных уже после их поступления, через час примерно. Состояние у всех практически средне тяжелое или тяжелое. Симптомы, с которыми они поступили, - это тяжелое отравление. Я думаю, что это нервно-паралитические газы. Как мне кажется. Все в шоке находятся. Все боятся, все спрашивают: "Где мы? Что мы? Что с нами?" Просят сообщить родителям, родственникам", - заявил заведующий первым отделением Виталий Михеев.

Все люди нуждаются в кислородной подпитке. А внутривенно врачи вводят специальный раствор нолаксон - это очень мощное вещество, которое мгновенно способно стимулировать действие дыхательного центра. Буквально единицы в здравом сознании и способны говорить. Картина происходящего в Театральном центре у всех до сих пор перед глазами.

"Они угрожали постоянно, это было как бы нормальное уже состояние. И с места они начали стрелять. Женщину ранили и молодого человека. А потом уже посыпался газ, пнули эти шашки с газом, и они побежали куда-то стрелять, а дальше уже - все, всем стало плохо", - говорит одна из женщин.

Молодого человека, поступившего в больницу, от отравления спас обычный шарфик на шее. "Все потеряли сознание, уже никто ничего не соображал. В принципе те, кто успел повязки - вот у меня платок был - на нос натянуть, еще чего-то слышали. А вот те, кто так сидели, они сразу отключились", - говорит он.

Информация о штурме у боевиков, по словам спасшихся людей, появилась вчера вечером. В 23:30 все были уже наготове. Преступники не изменили своих намерений. Они заявили, чтобы заложники ждали худшего.

"Боевики официально заявили всем заложникам: готовьтесь, в 12 будет штурм. И вот мы с 11:20 до утра, до этого момента вот так сидели все - как на иголках. Но они ждали. Они буквально сами ходили, нервничали уже, у них автоматы из рук падали просто", - говорит один из бывших заложников.

Всем было приказано собраться в центре зала. "Там посредине бомба стояла большая. Приказали встать ближе к бомбе. И они объяснили: если штурм начнется, то все мы взлетим на воздух", - вспоминает еще один пленник.

Врачи говорят, что у людей, доставленных в больницу, явно выражены все признаки отравления газом: коматозное состояние, загруженность, рвота и тахикардия.

Тех, кто получил большую дозу, могла спасти лишь срочная эвакуация и мгновенная медицинская помощь.

Отравляющим газом сильного действия назвала специальное средство, примененное при штурме Дворца культуры, Ольга Карпова, старший врач отдела оперативного реагирования Московской службы спасения. "Это отравляющее вещество, которое вызывает угнетение и паралич дыхательного центра, что фиксируется коматозным состоянием, редкие дыхательные движения, угнетение сердечно-сосудистой. Это может закончиться смертью, лично я сама видела - это были смертельные исходы прямо на месте. Большая дозировка отравляющих веществ. Человек 15 я видела лично. В общем, однозначно ответить сложно, сколько".

По предварительным данным, уже сейчас зафиксировано 37 человек, умерших от удушья на месте событий. Более 30 случаев смерти официально зафиксировано врачами в больнице. Врачи уверяют, что делают все возможное, чтобы спасти тех, кого еще можно спасти.

Между тем власти фактически вводят информационную блокаду в том, что касается данных о состоянии бывших заложников. Комитет по здравоохранению запретил врачам больниц, где находятся пострадавшие в результате терактов, общаться с прессой. Об этом сообщает агентство "МК-Новости", по данным которого соответствующая телефонограмма, по всей видимости, по просьбе силовых структур, была передана в столичные стационары.

В частности, речь идет о запрете на распространение какой-либо информации, касающейся состояния здоровья бывших заложников, а также на интервью с врачами, которые заняты реабилитацией пострадавших. Сколь долго будет действовать подобная информационная блокада, пока неизвестно, но, как заверили репортеры МК, - по меньшей мере, до завтрашнего утра.

Все больницы по-прежнему закрыты для посещения, и никакой информации о состоянии заложников не выдается.

Судьба украинцев

По официальному сообщению МИД России, среди заложников-иностранных граждан погибших нет. По данным украинских дипломатов, до штурма были сведения о том, что среди захваченных 37 украинцев, однако это число может увеличиться после того, как ситуация прояснится.

Посол Украины в России Николай Белоблоцкий сказал "Интерфаксу" около 11 утра по Киеву, что посольство Украины пока не имеет данных о состоянии здоровья украинцев.

"Наши сотрудники все время дежурили у здания театрального центра, а сейчас находятся в постоянной связи со всеми больницами, в которые после штурма поступили освобожденные заложники. Но никакой информации о состоянии, по нашим оценкам, более чем 30 граждан Украины, пока нет. Думаю, что такая информация поступит лишь после того, как люди придут в себя и смогут нормально говорить", - заметил посол Украины в России.

В то же время госсекретарь МИД Украины Юрий Сергеев сообщил, что украинские граждане получили травмы только психологического характера. Об этом он заявил в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Сергеев также сообщил, что украинское посольство подготовило самолет для эвакуации украинцев на родину.

Как сообщил народный депутат Олег Беспалов, находящийся в Москве, он объезжает московские больницы и сверяет списки украинских граждан. "Однозначно определить состояние здоровья украинцев сложно. Многие наши граждане еще не пришли в себя после штурма ДК", - заявил Беспалов.

Депутат Андрей Шкиль, который также находится в Москве, сообщил УП, что в посольстве в субботу днем закончилось совещание при участии Евгения Марчука. "Теперь стопроцентно известно, что среди украинцев жертв нет, и нет серьезно раненых", - отметил депутат.

По его словам, до понедельника должны быть решены формальности с возвращением в Украину украинских граждан.

Шкиль также сообщил, что среди прочего обсуждалась возможность проведения допросов бывших заложников в Украине, чтобы сейчас их не "травмировать психически".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования