Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Возвращение Грача. Крым готовится к сезонной распродаже

Суббота, 20 апреля 2002, 17:48
За 2 дня до судьбоносного решения Верховного Суда Украины, признавшего незаконным снятие Грача с регистрации кандидатом в депутаты парламента Крыма, в самой тиражной газете полуострова "Крымская правда" появилась статья некоего А. Филатова - координатора Центра политических исследований на Украине под названием "Украина. Выборы-2002. Итоги. Результаты". В ней автор уделяет особое внимание фигуре Леонида Грача, предварив это весьма симптоматичными выводами по результатам избирательной кампании в Украине:

"В целом результаты выборов показали, что Украина по-прежнему стоит "враскоряку": одна нога здесь (цивилизационно-культурное, но не политическое, пространство бывшего СССР), а другая там (европейская политическая система - НАТО, МОТ, МВФ). Опасность этого синдрома, который сохраняется вот уже десять лет, как Украина получила независимость (а не пришла к ней), выражается прежде всего в том, что он фиксирует неспособность страны, как территориально-географического образования, строить свою государственность…

На основе предполагаемого диагноза строится политический рецепт: или Украина в целом возвращается в прежнее и, безусловно, близкое ей культурно-цивилизационное пространство, в котором сейчас уже находятся Россия и Белоруссия, или отдает свою западную часть Польше (Венгрии, ЕС)".


Перейдя к главному герою своего анализа - Леониду Грачу, господин Филатов делает основной вывод: Грач - политически устойчивая фигура:

"Как известно, самого лидера "Блока Грача" суд Центрального района в количестве одного человека (какие у нас суды, мы знаем не понаслышке) вывел из предвыборной борьбы. Такова была воля многих крымских политических организаций и групп влияния.

Президент Украины не просто солидаризировался с этой волей, он выступил активным участником процесса (достаточно вспомнить пресс-конференцию в Севастополе за считанные дни до выборов). Я думаю, что любой из политических противников Грача в этой ситуации бы "пал". Но фамилия Грача остается в бюллетене и за него голосуют более 70 % избирателей.

Какой отсюда может возникнуть вывод?

1. Л.Грач, по своему политическому весу, фигура равная президенту Украины.
2. Президент Л. Кучма - слабая политическая фигура, которая, вмешиваясь в региональный процесс, не в состоянии на него влиять.


При том либо другом раскладе доминировать в крымском парламенте должен Грач и его люди. - Понятно, почему в первом случае, а во втором случае - по причине того, что основные политические оппоненты Грача - Куницын, Киселев, Корнейчук - это люди президента, в этом случае слабой политической фигуры.

Хотя все еще открытым остается вопрос о признании депутатских полномочий Л. Грача, его присутствие в парламенте уже фиксируется. В этой ситуации - при семидесятипроцентной поддержке избирателей, относительном большинстве сторонников Грача в парламенте, шаткости позиций пропрезидентской команды в Верховном Совете Украины, большом влиянии Грача на позицию КПУ и ее депутатской фракции - вывести Грача из игры будет очень и очень сложно".

Это длинная цитата - как раз тот случай, когда не соглашаясь с автором в его общем подходе, вынужден согласиться в частностях. Эти частности для сегодняшнего Крыма - и печально оправдавшийся прогноз, и тема для печальных прогнозов на будущее, и диагноз.

Остается задаваться вопросом, почему Грачу удалось обвести всех вышеперечисленных "слабаков" вокруг пальца и остаться самой "сильной фигурой" не только в Крыму? Почему вдруг в самый последний момент сдалась под натиском красного спикера вся судебная система Украины, которую он безуспешно осаждал в течение почти 2-х месяцев? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сделать небольшой экскурс в богатую скандалами предвыборную и послевыборную историю полуострова.

Итак, 25 февраля местный Центральный суд Симферополя признал обоснованной жалобу доверенного лица Татьяны Красиковой - Инны Галкиной на незаконность регистрации Леонида Грача кандидатом в депутаты ВР АРУ по округу №25. Его сняли с регистрации по 4 основаниям:
1. Грач несобственноручно подал свои документы в окружком;
2. не сложил с себя полномочий спикера на начало предвыборной кампании;
3. ввел в заблуждение избирателей, утаив в декларации о доходах 160 тыс.грн. за продажу квартиры в Симферополе, четвертая часть которых принадлежала лично ему;
4. указал в документах, что жилая площадь его особняка составляет 446,6 кв.м, когда она равна 676,6 кв.м.

Окружная комиссия №25, возглавляемая Александром Гуцаленко, отказалась выполнить решение суда, а сам Грач, несмотря на вердикт "решение окончательное и обжалованию не подлежит", начал процедуру апелляции. Параллельно на политическом фронте началась беспрецедентная по масштабности акция запугивания Киева: из бабушкиных сундуков Грач вытащил пропахшую нафталином "мешковскую" угрозу проведения референдума о присоединении Крыма к России, стал пугать Кучму перспективой своего будущего президентства, организовал волну российской медиа- и политподдержки.

Последнее было бы невозможным без того, что Москва, действительно, увидела в главном крымском коммунисте своего политического и финансового лоббиста. (По простоте душевной, сам Грач не раз подтверждал, что его цель - открыть Крым для российского бизнеса и не допустить сюда "чужих". Чтобы оправдаться, под "чужим" проходил главным образом бизнес турецкий - страны, в которой, если верить Леониду Ивановичу, все от мала до велика не едят, не пьют - знай, раскрашивают на географических картах полуостров в цвета своего флага (между прочим, абсолютно красного). Другое подтверждение - коллеги, работающие на российские телеканалы постоянно жаловались на то, что их "достали" главные конторы, требующие работать вместе с командой российских имиджмейкеров на Грача).

Несмотря на все титанические усилия, на какой-то момент показалось, что поезд Грача ушел. Но затем, сразу после встречи Петра Симоненко с президентом России Путиным Апелляционный суд Крыма, найдя в законе "дырку", позволяющую спикеру апеллировать, принимает решение приостановить постановление суда первой инстанции, и он вновь становится кандидатом. Именно это правовое отверстие, которое дало Грачу больше прав, чем президенту страны, вызвала особое раздражение Кучмы. На пресс-конференции в Севастополе в день, когда крымский суд должен был вынести окончательное решение, президент заявил, что "дырка не в законе, а у них в головах", и поставил точку - "у Грача нет совести". Суд ответил адекватно - полномочия Грача, как депутата, вновь были аннулированы.

Другой бы "пал", но не таков Грач, чтобы сдаться и пустить в висок последний патрон без попытки выскоблить из него до крупицы порох и устроить хотя бы маленький фейерверк. Подконтрольный ему окружком №25 тоже не сдался. Фамилия спикера не была вычеркнута из избирательных бюллетеней, и 31 марта 6657 симферопольцев из 13605, проживающих на территории округа, явились к урнам, и почти 4 тысячи из них проголосовали за Грача.

Напрасно его "проигравшие" соперники усмехались, предрекая, что подвиг окружкома-саботажника - "мартышкин труд" и выборы все равно будут признаны недействительными, так как на момент голосования Грач не был кандидатом. Напрасно в воздух чепчики бросали Сергей Куницын и Валерий Горбатов, решив, что с помощью Фемиды отправили Грача в почетную ссылку в Киев просиживать нардеповское кресло.
Напрасно сам Грач потихоньку стал собирать вещички в своем кабинете на 6-ом этаже парламента. Фемида удивила всех, сослепу натянув на себя одежды Фортуны - любительнице повилять задом.

Верховный Суд Украины, совершенно упустив из виду, что "у Грача нет совести", восстановил его в праве быть депутатом. Какие правовые аргументы при этом использовались - великая есть тайна, которую удалось приоткрыть пока только с помощью адвокатов противной спикеру стороны. Они сообщили, что суд, оставив в стороне существо дела, принял решение по формальным признакам. Он признал, что Галкина просрочила оговоренное законом время для подачи жалоб, при этом посчитав не дату на почтовом штемпеле, а дату регистрации жалобы в местном суде Симферополя.

Впрочем, какая разница, как - чисто или нечисто - оправдали Грача и таким образом задним числом признали законными незаконные выборы на его округе. Практически каждый живущий в нашей Лимонии знает, что закон писан не для законников. Гораздо важнее ответить на вопрос, почему это произошло, что сдвинулось в Киеве, так круто переменившемся по отношению к "бессовестному" крымскому политику?
Рассматривается несколько версий.

Первая, самая изощренная. Вновь образованное "большинство" в новом крымском парламенте, насмешившее людей своей численностью в 67 депутатов на момент, когда зарегистрировано было лишь 48 (вместе с "Блоком Грача"), и поспешившее сообщить президенту, что готово поддержать любое его предложение на пост местных премьера и спикера, не вызывает никакого доверия у Кучмы. Во-первых, смешная просьба к Банковой назначить спикера (по закону согласования с президентом требует лишь кандидатура на пост премьера) - это признание, что "стабильное большинство" на самом деле как раз боится передраться внутри себя за главное кресло.

Во-вторых, Кучма не испытывает эйфории от победных заверений людей, которые уже обманули его святые ожидания и отдали в общак президентского"пищеблока" лишь 6% голосов крымчан. Сторонники этой версии напоминают, что когда Леонид Иванович "дружил" с Леонидам Даниловичем, островитяне чутче относились к Первому человеку в стране. Теперь, когда президентство Первого идет к закату, ему, как никогда, нужны по-настоящему дееспособные люди. И благодарный Грач, да еще с его российскими связями, лучше, чем "неблагодарные" слабаки Горбатов и Куницын.

Вторая версия - самая простодушная. Кучма решил запустить схему с назначением своего бывшего зятя и отца своего единственного внука Игоря Франчука на пост крымского премьера. Отработать ее удастся практически со 100%-ной гарантией, если спикером снова станет Грач. Любой другой из вновь избранных крымских депутатов может заартачиться, а Грач ради сохранения поста согласится поддержать и Саддама Хусейна и тень Степана Бандеры.

Такой расклад вполне реален. По самым приблизительным подсчетам, у "дедушки" (так в Крыму называют папу Игорька Анатолия Франчука) сейчас 27 депутатских штыков. Если к ним прибавить чуть более 20-ти представителей "Блока Грача", то можно спокойно обойтись без демократов-чистоплюйщиков, если такие вдруг объявятся. Как ни бессовестно это звучит (в Крыму с именем Франчука связано много воспоминаний, замешанных на крови), версия вполне имеет шансы быть правдоподобной. Ведь не постеснялся же президент в прошлом году взять в семью самое золотоносное предприятие полуострова - "Черноморнефтегаз". Почему не пойти дальше и не обеспечить под занавес единственного внука?

Третья версия - сама клеветническая. Злые языки утверждают, что для "правильного" решения Апелляционного суда в Симферополе "люди Грача" обещали $500 тысяч. Бог его знает, что повлияло на повышение бессеребренности крымских служителей закона: то ли севастопольские выпады Кучмы в адрес "бессовестного" спикера, то ли какой-то местный фактор, но деньги эти, якобы, на днях перекочевали в Киев и именно они купили победу Грачу. Чего только не наклевещут злопыхатели. И не знаешь, верить им или не верить, если точно известно, что о факте победы в Симферополе знали уже накануне заседания Верховного суда.

К примеру, председатель окружкома №25 Александр Гуцаленко в ночь с 18 на 19 апреля обзванивал членов комиссии и сообщал им, что пора прекращать саботаж и к 13-00 следующего дня нужно собрать кворум (после первого суда над Грачом 25 февраля он ни разу не собирался), чтобы принять решение о результатах выборов по округу. Необходимые протоколы, которые Избирком Крыма безуспешно требовал в течение почти 3-х недель, были доставлены ему за 15 минут до назначенного заседания 19 апреля. На вопрос, с чем была связана подобная задержка во времени, Гуцаленко бесхитростно ответил: "Мы ждали решения Верховного суда, и мы его дождались".

По требованию "коммунистического большинства" Избиркома, таким же чудесным образом враз избавившегося от мучивших его в течение месяца всевозможных болезней, мешающих приходить на работу, вопрос о признании Грача победителем был поставлен в повестку дня. И, конечно же, с успехом для спикера, проголосован. Все ссылки на то, что Грач 31 марта не являлся кандидатом в депутаты и что суд, который будет рассматривать вопрос о признании выборов по этому округу недействительными, назначен на 23 апреля, потонули в волне общего энтузиазма.

Захлебнуться радостью не помешало даже явление перед очами избиркомовцев секретаря окружкома №25 Сергея Гаевского, заявившего, что он отсутствовал на судьбоносном заседании, а потому Гуцаленко попросту врал, когда убеждал, что на нем был кворум. Председателю Избиркома Ивану Полякову оставалось лишь принять протокольное решение обратиться в Прокуратуру автономии с просьбой выяснить все обстоятельства этого темного дела. Очень хочется понаблюдать, как она это будет делать. До сих пор Прокуратура проявляла чудеса лояльности. Даже "малолетнюю преступницу и дочь партизана" Устинову, похитившую все документы из помещения Избиркома, в свое время даже не пожурили как следует.

Четвертая версия – конъюнктурная. Грача спасли, чтобы заручиться дружбой с фракцией коммунистов в украинском парламенте, которая сейчас ой как нужна, когда Ющенко вдруг взбрыкнулся и отказывается есть с руки пережеванную на Банковой еду.

Пятая - самая романтическая. Грача восстановили, чтобы продемонстрировать всему прогрессивному человечеству торжество конституционных прав гражданина, а заодно
послать воздушный поцелуй России, так как жест любви уже ничего не стоит. А бесплатен он, якобы, потому что "Блок Грача" собрал не более 30 мест в парламенте, сам Грач морально побежден, а противники, наоборот, окрепли и не дадут, мол, ни при каких обстоятельствах ему снова стать спикером.

В общем, все как в Общей Мерфологии: "Оптимист верит, что мы живем в лучших из миров. Пессимист боится, что так оно и есть". Пока одиночки-оптимисты, подобные Куницыну, убеждают, что "с Грачом или без него коммунисты в Крыму потеряли свои позиции", коллектив пессимистов, спинным хребтом чувствующий Хозяина, готовится к временной эвакуации и последующей перегруппировке. С "дедушкой", если он договорится с Грачом, шутки плохи - спросите хоть у его старого друга Воронка (в миру Сергея Воронкова), которого от абсолютно метафорической пули избавили только нынешние нары.

Есть и другие версии - менее правдоподобные и столь же малоутешительные. Но какая бы из них ни была верна - Грач въезжает в Крым на белом коне. Чуть похудевшим, чуть побледневшим от превратностей судьбы, но все-таки победителем. И главная его победа вряд ли станет предметом широкого обсуждения и столь же широкой радости, потому что это не победа, а спасение.

Мало кто обратил внимание на короткое сообщение пресс-секретаря спикера о его встрече 15 апреля с руководителем влиятельнейшей финансово-промышленной группы "Альянс" Мусой Бажаевым. Лишь очень узкому кругу лиц известно, что никакой официальной встречи не было. Бажаев, прибыв в Крым самолетом, не стал делать чести Грачу посещением его пока еще властного кабинета. Он по-хозяйски вызвал спикера в аэропорт, и тот поспешил явиться на не совсем приятную беседу.

То, что она проходила вовсе не на равной ноге, говорит неподготовленность, с которой Грач отвечал затем на вопросы журналистов, интересовавшихся, правду ли писали некоторые украинские и российские СМИ о том, что именно российский капитал оплачивал его предвыборную кампанию, и как он теперь (тогда еще не депутат) будет возвращать долги. Возможно, волнение заставило Грача забыть опровергнуть эту информацию. Он только с раздражением заявил: "Я никому не должен, все должны мне". А несколькими фразами раньше, ничего не подозревая о готовящемся подвохе, рассказал, как он вел переговоры с "Сибирским алюминием" и "Альянсом" о расширении их бизнеса в Крыму.

Знающие крымские люди, допущенные на безопасное расстояние к команде политтехнолога Кошмарова, "помогавшего" Грачу делать выборы, считают, что спикер упустил еще одну серьезную Якутскую фирму, специализирующуюся на добыче необработанных драгоценностей, и пустившую свои средства на огранку крымского алмаза. И, конечно, опять клевещут, что всем россиянам эта ювелирная работа стоила гораздо более $5 миллионов. Точные суммы не называются, чтобы, не дай Бог, не унизить дешевизной "кошмарные" расценки на рынке политтехнологий.

Правда это, или дорогая сказка, но автор этих строк лично встречала Кошмарова в здании парламента. А странные люди, украшенные концертными бабочками и московским говором, до сих пор контролируют прохождение каждого заседания крымского Избиркома и так активно переживают, что спонтанными своими выкриками и командами, постоянно роняют дипломатический статус "международных наблюдателей от России". Очень хочется предположить, что болеют они душой за Грача исключительно из альтруизма, но никак не получается.

Верховный Суд Украины, организовавший Грачу неожиданную победу, совершил настоящий акт милосердия. Если не вся крымская собственность, и особенно "вкусный" санаторно-курортный комплекс, которые вновь поступят к нему в распоряжение в случае, если он вытянет нужную карту и вновь станет спикером, то чем же еще пришлось бы расплачиваться Леониду Ивановичу с Дерипаской и Бажаевым? Эти ребята - не Куницын с Горбатовым и даже не Франчук с Кучмой.

Но теперь все могут вздохнуть спокойно - операция по спасению главного крымского коммуниста прошла с успехом. Теперь пришло время мазать раны бальзамом победы и готовить Крым к сезонной распродаже. Новый политический сезон откроется уже 29 апреля на первом заседании нового, но такого старого, крымского парламента.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования