Без раздумий
Запретили на Украине рекламу алкоголя и табака

Понедельник, 19 ноября 2001, 12:05
В конце прошлой недели депутаты украинской Верховной рады меньше чем за 10 минут сделали то, на что никак не осмелятся их российские коллеги, - полностью запретили рекламу табака и алкоголя. Скорее всего и президент Леонид Кучма не наложит вето на принятый Радой закон. Это мощный удар по украинской рекламной индустрии, и так влачащей жалкое существование.

В мире нет ни одной страны, где реклама и сигарет, и выпивки незаконна в любой форме. Ожесточенная борьба табачных и антитабачных, алкогольных и антиалкогольных лобби вокруг возможности таких запретов идет практически везде - от Непала до Великобритании, от парламентов отдельных стран до Европейского суда (European Court of Justice) , в 2000 г. отменившего введенный Евросоюзом запрет на рекламу табачных изделий. Но на Украине, похоже, принято действовать молниеносно.

Перед третьим чтением нового закона о рекламе, состоявшимся в четверг, ничто не предвещало сенсации. Законопроект не предполагал никаких новых ограничений алкогольной и табачной рекламы. Депутаты вяло поругивали проект за второстепенные недостатки - например, непатриотичность: закон разрешает рекламу на любых языках, что подрывает позиции украинского.

И тут, перед самым голосованием, выступил депутат Юрий Сахно. Этот законодатель не относится к числу самых влиятельных в Раде, но его предложение запретить рекламу алкогольных напитков и табачных изделий "на любом носителе информации" поддержали даже лояльные к бизнесу фракции, например украинское "Яблоко". На обсуждение и принятие революционного закона ушло всего семь с половиной минут, рассказывает Максим Лазебник, возглавляющий Всеукраинскую рекламную коалицию (ВРК, объединяет более 50 крупнейших агентств страны).

Представитель управления экономической политики администрации президента Украины сообщил "Ведомостям", что Кучма скорее всего не наложит вето на принятую Радой версию закона о рекламе, поскольку за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов - 310 из 450.

Заказы на продвижение сигарет формируют не менее 50% бюджетов местных агентств по наружной рекламе. Объем всего украинского рекламного рынка ВРК оценивает в $75 млн, из которых 20% приходится на табачную и алкогольную рекламу. А по оценке Олега Стрельникова, гендиректора агентства FKG-Ukraine, емкость рынка - всего $60 млн, причем треть - это ныне запрещенная Радой реклама сигарет и хмельных напитков.

Несмотря на мизерный объем рынка (в России он составляет более $2 млрд), украинская рекламная индустрия вместе со смежными отраслями обеспечивает работой 600 000 человек, утверждает Стрельников. Новый запрет, говорит он, вынудит компании сократить 125 000 из них.

Сторонники запрета могли бы ехидно возразить, что при таком КПД ($100 дохода на каждого сотрудника в год) рекламный бизнес давно нуждается в масштабных сокращениях. Но немалая часть рекламных бюджетов, расходуемых на Украине, проходит через московские офисы международных компаний и открывшиеся за последнее время киевские филиалы российских рекламных агентств, в том числе входящих в глобальные сети.

"Мы пытаемся понять, что произошло. Нам весь день звонят клиенты, но официальных разъяснений к закону пока нет", - говорит Андрей Безрученко, директор по работе с клиентами крупнейшего в стране агентства "Адвента Loewe Lintas". Значительная доля бизнеса компании приходится на бюджеты украинского водочного концерна "Союзвиктан" и производителя сигарет Camel и Winston - Japan Tobacco International.

А тем временем в России тоже идет обсуждение новой редакции закона о рекламе. В первом чтении депутаты одобрили полный запрет на рекламу табака, предложенный местными законодателями Татарстана. Но рекламщики и табачные лоббисты уверены, что украинский кошмар не повторится. По словам вице-президента компании ВАТ Владимира Аксенова, разнообразные отраслевые ассоциации настаивают на том, чтобы реклама табака в России была запрещена не раньше 2006 г.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования