"Шелл" приглашает "Газпром" поуправлять украинской трубой

Среда, 29 ноября 2000, 14:27
Британо-голландская компания "Шелл" сама предлагает взять под контроль украинский газопровод. В интервью УП представитель компании рассказал, на каких условиях "Шелл" готов эксплуатировать отечественный трубу.

 Лесь Ластовецкий
Лесь Ластовецкий
 
"В своем всемирном портфеле "Шелл" имеет в управлении 90 тысяч километров газопроводов и является крупнейней частной компанией, поставляющей газ на европейский рынок. "Шелл" хотела бы стать серьезным инвестором в украинскую Систему международной транспортировки газа", - поделился с планами в интервью УП Лесь Ластовецкий, глава киевского представительства компании.

"Газовая система Украины состоит из 35 тысяч километров газопроводов и значительных подземных хранилищ. "Шелл" интересует инвестирование лишь в 6 тысяч километров газопроводов, плюс небольшую часть подземных хранилищ, которые являются частью сети, работающей на международную транспортировку газа", - заявил Ластовецкий.

"Шелл" подала концептуальное предложение правительству, которое не включает права собственности на объекты. Это не потому, что нас не интересует приватизация, а из-за того, что украинское законодательство в данное время запрещает частную собственность на газопроводные системы", - говорит Ластовецкий. "Шелл" предлагает взять газопровод в концессию, и, как писала УП на прошлой неделе, приемлемым для компании является срок в 40 лет. За государством предлагается оставить 25 %, а инвестиции "Шелл" в модернизацию трубы должны составить 600 миллионов долларов.

"40 лет концессии - это срок, стандартный для международной практики. Как ныненний собственник Системы международного транспортирования газа, правительство Украины может оставить за собой столько собственности, сколько он будет считать нужным", - дипломатично заявляет Ластовецкий, но "необходимо иметь в виду, что чем большей будет государственная часть собственности, тем меньшей будет цена концессии, полученная от инвесторов". Со слов Ластовецкого, это утверждение будет особенно справедливым, если государство сохранит за собой эксплуатационный контроль, "поскольку ни "Шелл", ни ее потенциальные партнеры, ни соответствующие финансовые учреждения не заинтересованы ролью пассивных инвесторов системы". "То есть условием инвестирования является коллективный непосредственный эксплуатационный контроль".

По поводу концессионных платежей представитель "Шелл" высказал мнение, что они будут проводиться в государственный бюджет, и, по концепции, будут состоять из денежных средств и инвестиционных обязательств. "Необходимость в инвестициях в украинскую систему транспортировки газа давно назрела. В течение следующих пяти лет необходимо вложить значительные технические и финансовые средства, чтобы обеспечить сохраннность целостности и мощности газопровода и избежать невозобновимого разрушения системы".

Поэтому Ластовецкий скептически смотрит на возможность увеличения пропускной способности газопровода до 170-190 миллиардов кубометров в год, о чем в последнее время часто рассказывал Кучма. "Учитывая нынешнее состояние газопроводов, эти показатели кажутся очень оптимистичными. Нужны значительные инвестиции в последующие годы лишь для того, чтобы сохранить существующую мощность. Конечно, можно добавить некоторые дополнительные мощности путем решения проблемы "узких мест", внедрения новых технологий и дополнительных компрессоров, в особенности на линии Торжок - Долина", - заметил Ластовецкий.

"После детального технического исследования, проведенного вместе с "Нефтегазом Украины", мы определили, что неотложные затраты во время концессии на восстановление системы с целью поддержания ее существующей транзитной мощности составляют 600 миллионов долларов США - 500 миллионов долларов на техническое и эксплуатационное обновление и 100 миллионов долларов на затраты, связанные с финансовой и коммерческой деятельностью", - сказал Ластовецкий.

Правительство Ющенко, которое склоняется к концессии и считает приватизацию преждевременной, еще не сообщало, какими будут условия концессии. Но потенциальный партнер Украины уже дал понять, что будет участвовать лишь при условии получения контроля. Но после завершения 40-летнего срока все активы и предыдущие инвестиции, как заметил Ластовецкий, будут возвращены в исключительную собственность государства.

Вместе с тем "Шелл" не собирается быть единственным "арендатором" трубопровода. "Мы считаем, что несколько больших газовых компаний или производителей оборудования могут принять участие в проекте. Мы также считаем, что российский "Газпром" должен стать членом консорциума", - говорит Ластовецкий, замечая при этом, что все равно "Украина будет самым большим акционером".

Касаясь темы возможной приватизации газопровода и оценки украинской трубы в 20-26 миллиардов долларов, которой оперирует и Степан Гавриш, разрабатывавший проект закона о приватизации, и Юлия Тимошенко, глава офиса "Шелл" сказал коротко: "Цифры кажутся чересчур завышенными".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования