Український експорт: вікно відкривається?

Не ройтесь в политических "могильниках"

Понедельник, 11 сентября 2000, 16:40
Парламентская сессия, о которой так много говорилось как о горячей и даже жаркой, что хотелось сравнить ее с отопительным сезоном, где обещают “топить” депутатами, - начинается с большого разочарования. В проекте повестки дня на сентябрь нет президентского проекта поправок к Конституции, за которые должны быть собраны 300 голосов. А президент, между прочим, отнюдь не отзывал из ВР своего требования завершить имплементационный процесс по трем пунктам именно в сентябре. Помнится, там в комментариях даже что-то звучало насчет “адекватных мер”. Судя по неторопливости руководства ВР, - законодателям любопытно посмотреть, что же это такое – “адекватные меры”.

Кстати, несмотря на умные разговоры о том, что выторговать у представителей оппозиции 50 голосов можно с помощью ряда законопроектов, приводящих в относительный порядок правовой бред инициаторов референдума и президентского проекта, - никаких таких проектов в природе пока не существует. Конституционная комиссия во главе с Медведчуком-Литвиным к работе не приступала, а добровольцев-депутатов из числа большинства тоже не нашлось. Загадочные обещания изрекает министр юстиции С.Станик, но она не имеет права законодательной инициативы, и ее разработки придется вносить в парламент либо президенту Кучме, либо Кабмину за подписью Ющенко. Но сам факт подписания Кучмой каких-то новых инициатив, кроме уже направленных им в ВР, - явится актом прямой капитуляции. Что же до вовлечения в конституционный процесс Кабмина Ющенко и премьера непосредственно – то это вообще отдельный вопрос...

А среди депутатских инициатив на конституционную тему – в секретариате есть только тот самый альтернативный проект А.Мороза, С.Головатого и др., по поводу которого Кучма уже как-то разразился известной тирадой. Альтернативный проект выглядит ныне как проект дополнений и изменений к уже проголосованным президентским поправкам. Это меняет форму, но не меняет сути дела: речь идет о трансформации системы правления в стране на парламентскую, ну, парламентско-президентскую... И что интересно, - опять спикер И.Плющ не отрицает, что в силе остаются его доканикулярные взгляды на необходимость придать парламенту право формировать правительство, дабы ответственность законодательной власти была подкреплена соответствующими правами. Хуже того, срок создания в Украине двухпалатного парламента И.Плющ установил не менее 15 лет... Вот и возникает вопрос: почему о саботаже депутатами так называемого народоволеизъявления и воли президента до сих пор не трубят штатные надзиратели за ВР. Где они, эти знаменитые “адекватные меры”?

Имплементационным затишьем в парламенте очень гордятся коммунисты. Они утверждают, что мужественно выдержали первый вульгарный натиск олигархов и не продали – ни оптом, ни в розницу, тех минимальных 20 голосов, которые могли бы гарантировать конституционное большинство президентскому проекту (подразумевается, что остальные 30 из числа внефракционных и воздержавшихся членов большинства президент выдавил бы любыми способами). Именно потому, мол, что с полуоборота не удалось президенту “взять” 300, - и пропускается сентябрь как дата окончательной имплементации неизменных президентских поправок.

Так почему бы Кучме не махнуть рукой да не забыть об имплементации?

“Живут не для радости, а для совести”, - говорил один прелестный персонаж любимого в народе фильма “Покровские ворота”, когда его спрашивали, какая ему радость, что с ним в квартире будет жить первый муж его жены. Никто не может ответить на вопрос, какая радость президенту Кучме от того, что депутатов в парламенте будет триста, а не четыреста пятьдесят, и разгонять парламент он сможет по первой же прихоти, но при этом уже некого будет обвинять в воровстве российского ли газа, кредитов ли МВФ, ибо при диктаторских полномочиях – диктатор таки отвечает за все. Особенно диктатор, который висит на всех возможных крючках у любого из стратегических партнеров: что у США по делу о Лазаренко, что у России по делу о воровстве газа, и даже у Польши – по делам о недостроенной нефтяной и еще непостроенной газовой трубе.

Но президент должен. Некоторые люди не поймут: что ж ты за президент, если даже такого простого вопроса решить не в состоянии. По аналогии с Саввой Григорьевичем, героем фильма, – подобные претензии может предъявить президентская “семья”, и довольно многочисленная, если учесть всех вторых и третьих, и энных “мужей”, претендующих жить в большом президентском дворце. Там у них царят высокие отношения. Кстати, вот жаловался всегда Кучма на короткую скамейку запасных. А как она теперь растет, прямо на глазах!

Итак, явно без радости, но добиваться президенту второго тура имплементации таки придется. И что самое противное – нельзя ему в нынешней ситуации применить накатанный метод угроз и запугиваний разгоном парламента. Тут президент Кучма не лукавит. И не только потому, что досрочно переизбирать парламент по действующей смешанной системе, да не на 300, а все еще на 450 посадочных мест – полный маразм в условиях “недопреодоленного” экономического кризиса. А еще и потому, что досрочные парламентские выборы – при отсутствии правовых основ для их проведения, - это прямой путь к выборам досрочным президентским. Тоже без правовых оснований, и именно поэтому - с очень большой долей вероятности. Наличие длинной скамейки запасных на должность президента, - это, разумеется, еще не причина, и даже не повод, а лишь симптом, но очень показательный. А кроме того - форма реакции отечественного политикума на открыто обсуждаемые перспективы последствий американских президентских выборов. Если кто-то еще не слышал расхожей версии, то она заключается в том, что сразу же после выборов в США тамошний гегемон (при любом имени избранного президента) начнет наводить порядок в стратегических точках американских национальных интересов. Украина в этом смысле – самый запущенный, но и самый простой с точки зрения смены власти объект: та легитимность, на которой держится власть президента Кучмы, не выдерживает никакой критики, и, возможно, именно потому американцы так откровенно закрывали глаза на ход наших выборов, а потом и на наш референдум, чтобы в нужный момент без лишних хлопот эту “кадровую” проблему решить по-своему.

Вот почему президенту Кучме лучше бы вообще забыть об имплементации как детонаторе тотальной избирательной кампании. Но забыть не дадут члены “семьи”, тяготеющие к более чем вульгарному и безнадежно устаревшему, но фатально притягательному для закодированных олигархически-гэбистских умов “российскому сценарию”. Волшебное слово “труба”! Как единственный источник доходов (для энергораспределительных компаний и металлургических заводов тоже) - имеет наркотическое действие куда более сильное, чем жалкие кредиты МВФ. Так что Путин, не Путин, - а кто из России хоть кусочек трубы для нынешнего и будущего президента Украины оставит – тот и продиктует условия капитуляции-имплементации. Но с досрочными выборами президента, куда ж без них-то. Не о чем Путину с Кучмой уже говорить, устарел украинский “красный директор” даже для молодого советского гэбиста.

Впрочем, от геополитики пора вернуться к перипетиям внутренним, конфигурация которых, как известно, может определить конкретный итог очень глобальных процессов. Сегодня невооруженным глазом видна “самоотверженная” помощь парламента, и можно даже сказать – лично спикера Плюща президенту Кучме в спускании на тормозах проклятого имплементационного процесса. Чтобы и дальше тормозить имплементацию, оправдываясь более насущными потребностями общества, у парламента есть целый список кодексов и бюджетная проблема.

Но это еще не означает, что парламентский кризис не возникнет по иным причинам. Из-за кризиса правительственного, например. Создать его, разумеется, может формально лишь сам президент, а для ВР потом поводом к расколу станет согласование новой кандидатуры. Казалось бы, исходя из угрозы тотального кризиса, Кучма должен пылинки с Ющенко сдувать, а не разжигать собственным примером бешеные страсти вокруг его деятельности. Но опять президент становится жертвой чужой игры: зацепившись за кадровую и энергетическую проблему в Кабмине и слишком долго навязывая Ющенко “самостоятельное” ее решение, - президент явно переходит черту, за которой, как сам уже вынужден признаться, начинает выглядеть беспомощно. Что это за глава государства, который и под угрозой национальной безопасности не может устранить “негодного” премьера? Разве не так должны поставить вопрос олигархические силы, которым пока открыта возможность “мочить” Ющенко, и которых должна раздражать эта трата сил, если она не увенчается расчисткой пути сначала к премьерской, а затем и президентской должности?

Потому самое время включить премьера в конституционный процесс, как его уже включли в дешевую интригу с господдержкой части печатных изданий, включая коммерческие “День” и “Факты”, как пытались втравить в межконфессионные разборки. Вопрос лишь в том, какого сорта конституционные предложения соорудил Минюст для инициирования через Кабмин. Если они носят откровенно антипарламентский характер – а это несложно предположить, - то нет лучшего средства, дабы к ярлыку “тоталитарный”, выданному Ющенко г-ном Бродским, прилепить еще и замашки на диктатуру и проч. А вот хлопнет ли Ющенко дверью, не желая браться за столь грязную работу, – вопрос. Пока он только угрожал, да и президент заранее позаботился, чтобы подобный возможный ход премьера превентивно оценить как подлый и трусливый политический жест. Но и президенту все же нужно заранее подумать, прежде чем предлагать такое премьеру: а вдруг все же откажется и уйдет, и рухнет тогда парламентское большинство, и покатится волна избирательной кампании.

Или большинство не рухнет, и волна не покатится? И.Плющ на первой пресс-конференции уже как-то туманно высказался о том, что не уверен ни в стабильности большинства, ни в невозможности досрочных выборов. А в зале ВР при первом же голосовании за освещение работы 6 сессии от четырех олигархических фракций уже откололись сторонники прямой трансляции и Кабмина Ющенко, оставив олигархов в заметном меньшинстве. Если еще при ротации главы координационного совета большинства смена Л.Кравчука вызовет конфликт, – значит, большинству угрожает раскол в первую очередь между олигархами, а там и поражение перед сторонниками Ющенко и левыми. В проющенковском лагере тоже непростая ситуация. Эта публика слишком гибка и управляема, чтобы заранее ожидать от нее четкости позиции. Например, еще далеко не ясно, намерены ли оба Руха хоть как-то ответить Кучме и пророссийским силам за позор и унижение, в который их ввергли во время осящения Свято-Успенского собора. А уж какие выводы сделала “Батьківщина” из уголовно-политического процесса против Ю.Тимошенко, начатого сразу же после участия фракции в поддержке президентских поправок к Конституции, - Бог весть.

Так что пока новый политический сезон выглядит не так горячим, как задумчивым. Неплохо для наших романтиков и прагматиков, до сих пор не часто обременявших себя умственными упражнениями.

PS. Слово “имплементация”, как уже возмущенно и справедливо указывал знаток международного права В.Шишкин, - абсолютно неверное в применении к процессу внесения в Конституцию изменений, одобренных на референдуме. Но, похоже, применять его и дальше придется не только из-за того, что нужно как-то покороче обозначать этот неудобоназываемый процесс, но и потому, что в неграмотности и лживости подобного названия идеально отражены аналогичные свойства так называемого внесения так называемых поправок после так называемого референдума. Политический “могильник” с этим ядовитым болезнетворным веществом уже разрыт охотниками за властным “металлоломом”. Еще можно его закопать и нейтрализовать, но люди с ломом и взрывчаткой уже приближаются...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: