Сценарии-2010 для президента Ющенко

Четверг, 7 августа 2008, 16:11

Основой для этих размышлений стал ответ президента Ющенко на вопрос касательно его отношений с премьером.

Он, ответил: "Меня мало интересуют дебаты по 2010 году – это я в десятый раз хочу повторить. Я ни с кем на компромиссы никакие не пойду. Я не буду просить под столом у кого-то преференций, я никаких публичных или непубличных соглашений не буду подписывать.

Я просто буду требовать: уважаемые, если у нас есть документ, который отвечает национальным приоритетам, даже если это документы политического характера, давайте откажемся от авантюр… давайте вернемся к этим документам и будем их выполнять.

Нам надо найти один кристалл, на базе которого потом идет согласие, доверие. Этим кристаллом, убежден, может быть соглашение о коалиции – оно должна быть святое и неприкосновенное".

Журналисты отметили, что, хотя Ющенко ничего конкретного тут, вроде бы, не сказал, фактически, он признал, что Тимошенко будет его оппонентом на президентских выборах.

Учитывая соотношение рейтингов Ющенко, Януковича и Тимошенко, действующий президент имеет шансы выйти во второй тур только в случае, если его кандидатуру поддержит один из двух других игроков. Однако, при этом он почти наверняка проиграет во втором туре.

В этой связи грозное заявление Ющенко заставляет задуматься над тем, как же он, собственно, видит для себя перспективы избирательной кампании 2010 года.

Сценарий 1: "Мы ищем таланты"

Смысл сценария состоит в том, что президент отдает себе отчет в бесперспективности дальнейшей борьбы за пост президента и ищет себе преемника, который мог бы продолжить его политический курс.

Сильной стороной такого предположения является его логика – действующему президенту действительно будет крайне сложно победить на выборах. Остается искать преемника.

Проблема заключается в том, что, во-первых, среди нынешней политической элиты нет игроков сколько-нибудь крупного калибра, которые бы полностью разделяли систему ценностей Ющенко.

Рациональные идеи внешней и экономической политики (либеральные реформы при сильной социальной политике, стремление в НАТО и ЕС) разделяются, пожалуй, всеми основными силами.

Фактически речь идет о наследии Кучмы, поэтому даже руководство Партии регионов сможет более или менее последовательно осуществлять эту политику.

Даже в вопросах вступления в НАТО, при всем громогласном "порожняке" относительно антинатовской ориентации партии, ПР не демонстрирует реальной активности в этом направлении.

В определенной мере можно даже сказать, что Тимошенко более антинатовски ориентированный политик, чем Янукович, поскольку она старательно выполняет нормы закона об основах национальной безопасности, который увязывает вступление Украины в Североатлантический альянс с сохранением неконфликтных отношений с Россией.

А вот идеологическая составляющая (украинизация, Голодомор, УПА, единая церковь прочее) влиятельных союзников в украинской политике не имеет.

Собственно, и ПР, и БЮТ согласны торпедировать эти вопросы, но воспринимают их как невинную плату за благорасположение президента в других вопросах. Самостоятельной ценности они для них не представляют и реализовывать гуманитарную политику Ющенко они не будут – даже не потому, что это мешает бороться за голоса восточноукраинских избирателей.

А потому, что не понимают смысла этих телодвижений, в том числе, зачем это нужно Ющенко.

В этом смысле президент является сейчас единственным крупным украинским политиком, который имеет законченный идеологический проект реконструкции страны, но большинство союзников и оппонентов этого проекта не понимают, а если кто и понимает (Дмитрий Табачник, например), то оценивает резко негативно.

Во-вторых, надо помнить, что Ющенко стремится к власти и держится за власть. Демократия для Ющенко – это когда все слушают его.

Если бы он не рвался к власти, то он бы не возглавил Оранжевую революцию (хотя, возможно, ему было бы неприятно, что его лишают заслуженной победы).

Но готовить акции протеста начали задолго до 2004 года и прямо говорили, что любой результат выборов, где не победит Ющенко, – фальсификация.

Он не стал бы осуществлять государственный переворот 2007 года (поскольку президент, ограниченный законами, не может реагировать на юридически не существующие факты – а вступление депутатов в коалицию акт юридически ничтожный, и Ющенко сам это косвенно подтвердил, не распустив парламент после выхода из коалиции Бута и Рыбакова).

И уж конечно, никакой демократ не смог бы противостоять мнению 4,5 миллионов избирателей, потребовавших проведения референдума о целесообразности вступления в НАТО.

В общем, столь авторитарной и властолюбивой личности проще пойти на третий государственный переворот, чем оставить страну на преемника. Тем более, что и преемника у него нет, а даже если и был бы, то общественность не поняла бы следования этим преемником курса, который поддерживает что-то около 5% граждан.

Сценарий 2: "Аятолла Ющенко или Украинбаши"

В принципе, Ющенко не обязательно бороться за пост президента. Он может уйти в сторону, предоставив другим политикам выборы, а сам, сохраняя неофициальный статус "морального лидера нации", реально руководить страной через неконституционные органы власти.

Такой режим может быть более демократичным (как режим аятолл в Иране, сохраняющий соревновательные выборы и довольно мощную либеральную оппозицию), или менее демократичным (как советская система, где реальной властью обладали структуры КПСС).

Главное, чтобы власть Ющенко была незыблемой и основанной не на формально занимаемой должности, а на моральном авторитете.

Проблем тут две.

Во-первых, у Ющенко (не то что в 2004 году) нет морального авторитета.

Во-вторых, сейчас, в отличие же от 2004 и 2007 года, трудно себе представить технологическую схему создания неконституционных структур, которые бы сумели получить реальную власть.

В крайнем случае, можно представить себе и такую схему, но пока совершенно неясно, как ее можно реализовать.

Даже ряд гипотетических успехов Ющенко (принятие новой Конституции; вступление в НАТО; согласие Московского Патриархата на автокефалию или, хотя бы, на переход УПЦ под оморф Вселенского Патриарха ….), даст ему только некоторый политический выигрыш, но не сделает его реальным моральным лидером нации – эти темы не являются для граждан существенно важными. А трактовка Ющенко каждой из них – не пользуется поддержкой даже относительного большинства украинцев.

Сценарий 3: "Мы за ценой не постоим"

Ющенко идет на выборы и побеждает во что бы то ни стало. А если оппоненты сильнее или избиратели их поддерживают больше – то тем хуже для оппонентов и избирателей.

Психологически эта версия более достоверна (хотя Ющенко, безусловно, с большим удовольствием занимался бы пчелами и антикварным хламом – так не дают же, заразы!), но возникают трудности технологического характера.

А именно – что же за мероприятия надо провести, чтобы от 5% рейтинга сейчас перейти не менее чем к 51% во втором туре?

Все упирается в проблему Тимошенко. Премьер сейчас, насколько можно понять, не настроена на обязательную борьбу за президентский пост. Ее вполне устроила бы любая должность, на которой она бы имела реальную власть, причем она даже согласна нести ответственность.

(Ющенко еще со времен банка "Украины" известен тем, что при возникновении нештатных ситуаций, он "уходит в сторону", оставляя дела на заместителей – за исключением случаев, когда такое поведение непосредственно угрожает его власти).

Однако Тимошенко сейчас не дают работать, и она просто вынуждена бороться за пост президента.

Ющенко и СП действуют сейчас, фактически, по схеме "мы не боимся трудностей – мы создаем их сами" (хотя, не действуй они по этой схеме, Ющенко еще в прошлом году мог разменять реальную власть на избрание его президентом в парламенте…).

Следовательно, сейчас надо каким-то образом устранить Тимошенко.

Вариант физического устранения, по понятным причинам, отпадает.

Можно попытаться ее дискредитировать, на что направлена сейчас вся деятельность СП. Взять, хотя бы, историю с бюджетом.

Понятное дело, что президент не для того нарушает Конституцию, Бюджетный кодекс и закон о чрезвычайной экологической ситуации (все три закона исключают существование какого-либо субъекта разработки и представления проекта бюджета, кроме КМ), чтобы исправить какие-то существенные недочеты правительства.

Это решается в рабочем порядке, в крайнем случае – через угрозу ветирования закона.

Нет, он борется конкретно против Тимошенко. Нет никакого сомнения, что, внеси тот же проект "нужное" правительство, как президент тут же заявит об учтенности всех его требований…

Пока, впрочем, даже не смотря на инфляцию, торможение экономического роста и стихийное бедствие (в котором, кажется, тоже скоро обвинят Тимошенко), достаточно дискредитировать премьера не удается.

Однако, СП отрабатывает тему, которая может не просто дискредитировать, но и политически уничтожить Тимошенко. Скорее всего, ее обвинят в причастности к отравлению Ющенко в 2004 году.

Как минимум в том, что через Медведчука и Шуфрича она знала о готовящемся покушении, но не предупредила Ющенко, рассчитывая, например, после его смерти стать лидером демократических сил.

Ющенко, при этом, не кровожаден – он прямо советует Тимошенко и Медведчуку уехать в Россию...

Если такая схема будет осуществлена, то автоматически будет решена и проблема Януковича. Опыт 2004 и 2007 года прямо свидетельствует о том, что руководители ПР боятся прямого силового противостояния.

Расправа над Тимошенко будет ясным сигналом, что Ющенко не остановится ни перед чем.

В конце-концов, приплести Януковича к делу об отравлении проще, чем Тимошенко. В этой ситуации ПР предпочтет роль удобного спарринг-партнера для Ющенко, сознательно ведя дело к поражению.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде