Подготовка к зиме: не газом единым, а и политическим шоу

Суббота, 11 ноября 2006, 13:13

Заявлением о намерении одобрить на съезде как одну из программных основ партии ревизию конституционной реформы "Наша Украина", по всем законам жанра, привлекла общественное внимание к своему следующему собранию.

Все другие внутренние проблемы НСНУ уже просто надоели обществу. И хотя от ее окончательного решения, скажем, об оппозиционности, кое-что зависит – но общественное мнение готово к любому повороту.

Вопрос о роли президента также не последний, но в другом смысле: нарушит ли он 103 статью Конституции, официально возглавив политическую партию и тем самым дав дополнительный повод коалиции требовать отмены его должности или импичмента...

Но такое решение "Нашей Украины" снова вернет ее в оборону, а не в наступление.

Вместе с тем, декларация относительно ревизии реформы, наоборот, дает НСНУ возможность хотя бы опередить конкурентов в конституционных гонках.

Но не более того.

Конституционные игры

Самая по себе перспектива инициирования в Конституционном суде отмены политреформы сейчас совсем не выглядит вопросом текущей политики.

КС до сих пор даже представления о своем праве пересматривать Конституцию не рассмотрел, как, впрочем, и ни один другой вопрос, включая уже новые представления президента на решение Кабмина.

Там даже не считают нужным реагировать на заявления Мороза о том, что кто-то давит на Суд – мол, какое давление, когда нет конкретных рассмотрений дел.

Итак, когда дойдет до возможного запроса о законе 2222, все реальные политические процессы уйдут далеко вперед. Кое-кто даже считает, что тем временем могут состояться новые выборы...

Это тем более очевидно, что заинтересованные участники процесса на самом деле никуда не торопятся.

Президент составил конституционную комиссию сроком действия на полутора-два года. Лидер КПУ Симоненко инициирует совсем новый текст Конституции, вероятно – уже без должности президента, который, при любых условиях, требует одобрения такого закона на референдуме.

Партия "Пора" вообще предлагает созыв Конституционной ассамблеи... Вместе с тем премьер Янукович полагается на конституционную комиссию, но уже парламентскую, а не президентскую.

То есть люди готовятся к продолжительной и, как сейчас кажется, отчаянной борьбе. Хотя само наличие такого количества разнообразных предложений на старте заранее обещает, что все снова придет к очередному "пакету" – если не по процедуре, то по смыслу.

Но есть и опасность, что, кроме собственных полномочий, они еще начнут переписывать раздел о гражданских правах и вообще об основах существования государства – там, где о языке, унитарности и иностранных базах. Вот это уже будет по-настоящему национальной опасностью...

А тем временем украинцам все равно нужно привыкать жить в политической "мыльной опере", которую начала конституционная реформа. Такой уже принцип действия этого "рассредоточения власти".

Сегодня серия о заявлении правительства – завтра об ответе президента. Потом принятие закона – и через неделю вето. И это еще лучший вариант – своеобразный "мексиканский сериал" о "браках", "семейных ссорах" и потерянных в прошлом "детках".

Худший вариант "русского сериала" о "ментах" и "бригаде": сегодня дело МВД, завтра – СБУ, потом – МО против ГПУ, ГПУ против "оранжевых шулеров", МВД против сине-белых "бандитов" и т.п...

Вот на эту "музыку" наложится еще и переполох по поводу конституционной реформы.

Дожить до весны

Вся эта сутолока может позволить нашему истеблишменту – всем властным ветвям и оппозиции – проскочить на волне громких споров единственный реальный критический момент. А именно – зимний пик народной реакции на коммунальные платежи.

Какой будет эта реакция в январе-феврале – никому не известно.

Есть три варианта: рост протестов с активными действиями, пассивное противодействие в виде тотальных неплатежей и, наоборот, постепенное привыкание, примирение и возвращения к обычному – "кесарю – кесарево"...

И, похоже, не только коалиция, но и президент и оппозиция очень полагаются на правительство Януковича – тольок бы его усилиями перейти эту критическую точку именно по третьему варианту.

Правительство действительно демонстрирует живость. Проверяет на обоснованность тарифы, одобренные местными советами. Старается снизить другие цены на потребительском рынке – от бензина до зерну, от транспортных билетов до продовольствия.

Что уже там они откорректируют и на сколько копеек – неизвестно. Вынудят ли добытчиков газа в Украине поставлять топливо собственному населению, а не коммерческим структурам или вообще на экспорт – тем более.

Но надеются, что народ – причем не так называемые малообеспеченные, которым обещаны компенсации, а именно обычные средние потребители, которым предстоит платить из собственных карманов – по крайней мере обратит внимание на усилия власти и проглотит повышение цен как такое.

И со всеми жалобами и вздохами – но пойдет платить.

Не судиться за недополученные услуги или их отсутствие и неадекватность монопольных тарифов. Не протестовать против нарушения своих прав как потребителей. Не вспоминать, что Конституция запрещает ухудшение состояния граждан, как вспомнил когда-то КС относительно чрезмерных пенсий чиновникам.

Нет, именно перечеркивать другие статьи своих семейных бюджетов, доставать свои мелкие "теневые доходы" и, спасаясь от холода, в очередной раз позволить "добровольно" загнать себя в новую систему "ценностей" и цен.

Для этого, правда, к народу может еще вернуться страх, от которого он за последнее время отвыкнул. А этот уже вопрос силовиков.

Итак сериал про "ментов и бандитов" имеет во власти реальный подтекст: кто именно и будет ли вообще душить несанкционированные специальными сценариями народные протесты. Так что сохранение для Луценко перспектив его политической карьеры будет решаться не следственными комиссиями, и не съездом НСНУ...

Но, перейдя через этот психологический барьер основной массы плательщиков, власть во всех ее ветвях сможет вернуться к настоящему своему делу. И дальнейшее повышение цен, в том числе на импортный газ, перестанет быть проблемой, а вернется в рамки больших бизнеспроектов.

Ведь только наладив систему возрастающих платежей можно продавать распределительные компании в частные руки или монополизировать акционерные общества и т.п..

В оппозиции, которая не предложила гражданам ни одного способа минимизировать потери от газового ценового всплеска и злоупотребления тарифами – тот же интерес. Ведь и оппозиционные бизнесы, не чуждые энергетической области, держатся на деньгах широких украинских масс.

В частности, надо думать, окончательно и, скорее всего, полюбовно решится и спор вокруг миноритарных акционеров хозяйничающих субъектов... Но уже после ценового стресса весной?

 Или все-таки досрочные выборы?

Существует, однако, на властном Олимпе и противоположный соблазн – померяться последними силами в досрочных выборах на волне тарифного всплеска и дополнительно подстрекаемой волны недовольства граждан.

Причем, как ни парадоксально, такое желание демонстрируют не только БЮТовцы – что с их стороны вполне понятно.

И, конечно, не "нашеукраинцы" – хотя и они поштучно считают каждый процент недоверия к Партии регионов, а также от одного вспоминания о приходе в НСНУ Луценко явно впадают в предвыборный психоз.

Нет, даже имея такое желание и расчеты, одна только оппозиция не способна создать условия для досрочных выборов.

Создать их может только коалиция, точнее – Партия регионов, надеясь расширить свое присутствие в следующем парламенте.

А еще – коммунисты, которые согласно последним исследованиям якобы укрепились на отметке уже не 3, а целых 5 процентов. При том, что социалисты продолжают терять доверие – расчет в ПР и КПУ довольно понятный.

ПР может стремиться просто захватить все парламентское большинство и реализовать свою естественную потребность в монополии на власть. Тем более, что на самом деле левые все больше мешают ей осуществлять свои планы в экономической области, требуя своей частицы. В особенности это заметно на примере управления госсобственностью в негромких, наразі, спорах с социалистическим Фондом госимущества.

А коммунистам довольно просто расширить свое присутствие в парламенте, даже если они останутся там в оппозиции.

Но все эти пожелания и соображения не имели бы никакого значения, особенно на фоне нынешних позиций, когда антикризисная коалиция старается демонстрировать свою стойкость и незыблемость – если бы не некоторые факты процедурного характера.

В частности, речь идет об угрозе отставок министров по квоте президента. Как известно, особую ожесточенность здесь демонстрирует только лидер КПУ господин Симоненко. Но последний всплеск конфликта между министром обороны Гриценко и ГПУ свидетельствует, что дело не только в коммунистах.

Процедурная сторона дела следующая.

В случае отставки министров по квоте президента открывается двухмесячный отсчет времени до того момента, когда президент может одобрить решение о роспуске ВР по причине неполного состава Кабинета министров.

При этом само правительство или коалиция заполнить квоту президента не может, никаких исполняющих обязанностей этих министров также ни правительство, ни коалиция назначать не имеют права.

Итак, если президент на протяжении двух месяцев не вносит кандидатуры на должности министров иностранных дел и обороны, которые удовлетворили бы коалицию – это означает, что он соглашается на досрочные парламентские выборы.

А по завершению упомянутого срока одобряет соответствующее решение, реализация которого предусматривает те же 60 дней.

В общем, от момента отставки министров по квоте президента нужно отсчитать четыре месяца, чтобы получить дату досрочных парламентских выборов. Если планировать их на конец марта – отставка господ Тарасюка и Гриценко может состояться в конце ноября.

Сроки совпадают: отчет министров назначен на 14 ноября, затем постановление об отставке может быть отложено максимум на две недели...

А премьер Янукович так откровенно требует устранения Тарасюка, лидер КПУ Симоненко так интенсивно собирает компромат на Гриценко – что все это говорит о согласии по крайней мере двух субъектов коалиции встретиться весной со своими избирателями.

Есть, между прочим, еще один интересный факт в процедуре, которая разрешает объявить досрочные выборы.

То ли ожидая расширения коалиции, то ли по каким-то внутренним причинам, но коалиция так и не заполнила вакансию министра по чрезвычайным ситуациям.

А двухмесячный срок существования этой вакансии заканчивается уже 5 декабря. Так что, в случае дальнейшего промедления, президент уже 6 декабря получит право на роспуск парламента, а выборы тогда должны состояться даже не в конце марта, а в начале февраля...

Конечно, начав эпопею с министрами-силовиками, коалиция, возможно, просто пыталась применить по отношению к Ющенко и его "Нашей Украине" свой "кнут" и загнать в коалицию слишком беспомощную в электоральном смысле "Нашу Украину".

Но даже если съезд НСНУ таки "даст задний ход", то коалиции идти на попятную, собственно, некуда.

Или Гриценко – коррупціонер, а Тарасюк вредит украинско-русским отношениям, и тогда их нужно гнать из правительства, или Янукович, Симоненко и коалиция вообще – просто вруны. И тогда они признают, что не умеют играть в такие игры, досрочных выборов, учитывая социально-экономическую ситуацию, боятся, а затем – у них будет потребность заключать соглашение c Ющенко уже на его условиях.

Но существует также вероятность, что Ющенко уже теперь играет в четыре руки с коалицией относительно Тарасюка и Гриценко, найдя им согласованную с Януковичем замену.

Не случайно, наверное, господин Тарасюк так успешно провел последние переговоры с коллегой Лавровым из России, а также отметил, что находится в оппозиции не к правительству, а только к коалиции...

Не случайно также и всегда невозмутимый господин Гриценко сейчас так разозлился на ГПУ, что, вопреки любым своим полномочиям, стал давать прямые оценки генпрокурору Медведько...

При этом защищает он не только себя. Ведь ГПУ уже публично детализировала результаты проверок в нефтегазовой области по материалам парламентской комиссии Деркача...

Но возможная договоренность Ющенко с Януковичем о новых министрах из его квоты – это не просто измена "своим", это еще и очередное принципиальное поражение всего института президента, включительно с новыми фаворитами из ИСД.

И тогда не он все последующие решения будет диктовать коалиции, а она – ему, прежде всего именно в конституционном процессе...

Тогда Януковичу не нужны никакие досрочные выборы, только бы полностью захватить власть: сейчас коалиция поможет ему расправиться с полномочиями президента, а потом он уже разберется и с самими коалициантами.

По правде говоря, чтобы доказать последнее – не было надобности затевать всю эту сложную и многоуровневую, но бессмысленную игру.

Единственное, для чего она была и остается нужной – это, опять-таки, для укрощения граждан.

Социология показывает, что украинцы не хотят новых выборов, так что им предлагается "альтернатива": или отправляйтесь снова голосовать, или платите... При том, что и после выборов платить придется все равно. Других вариантов до сих пор ни от кого слышать не приходилось.

Разве что, "судьбоносный" съезд "Нашей Украины" рассмотрит в своей программе вопрос о судьбе не только своего руководства, Универсала и распределения полномочий власти, но и граждан?

 Или это вопросы уже окончательно потеряли свою актуальность?

Автор: Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде