Ретроспектива двух туров выборов в Донбассе

Пятница, 24 декабря 2004, 09:14
Подготовка к голосованию

"Власти не удалось расколоть Украину на Восток-Запад и "зарезервировать" избирательный потенциал восточных областей за кандидатом от власти. Общение с избирателями на Востоке хорошо показывает, что власть уже с треском проиграла президентские выборы", - заявила Юлия Тимошенко во время пребывания в Харькове перед первым туром.

Непонятно, на чем основывался оптимизм Юлии Владимировны, но социологический опрос, проведенный Центром исследований социальных перспектив Донбасса с 8 по 11 октября, проявил очень неприятные для оппозиции результаты трех месяцев предвыборной кампании в Донецкой области.

Например, на прямой вопрос: "За кого из политиков Вы проголосовали бы в ближайшее воскресенье?", Виктора Ющенко назвали 2,3% опрошенных, что вдвое меньше, чем в начале избирательной кампании в июле. Готовность голосовать за Виктора Януковича декларировали 80,66% опрошенных.

В то же время, отвечая на вопрос "Как Вы думаете, кто победит на выборах президента в 2004 году", Януковича называли 91,05%, Ющенко - 3,17%.

Но самое интересное, особенно с позиции уже сегодняшнего дня, что на вопрос "Будете ли Вы принимать участие в голосовании на выборах президента?" ответили "да"... 93% граждан. Автор понимает, насколько неоднозначно выглядит сегодня эта цифра, но она была названа.

Следует отметить тот факт, что сторонники Виктора Януковича в первом туре делали свой выбор скорее на эмоциональном, чем на идеологическом уровне. Почти 20% опрошенных собирались проголосовать за Януковича только потому, что "он мой земляк".

80% респондентов не поверили в то, что Виктора Андреевича действительно хотели отравить. Еще 8,2% не сформировали своего мнения об этом инциденте, и только 7,6% поверили в версию политического отравления.

Интересно, что среди людей, которые "ни при каких обстоятельствах" не стали бы голосовать за Ющенко, доля тех, чье мнение о нем ухудшилось в результате последних событий вокруг этого кандидата, составляет 74,2%.

И 82,3% из них считают, что именно его команда ведет более грязную избирательную кампанию. Связь между этими цифрами очевидна и дает повод говорить об эффективности пропагандистской кампании в СМИ, направленной против него.

Информированный источник "Острова" в правоохранительных органах сообщил, что только из Донецкой области в Киев и на Западную Украину выезжали 40 тысяч человек "для поддержки" Виктора Януковича. Кроме того, еще около 6 тысяч якобы были направлены от Донецка в качестве наблюдателей.

Вместе с тем, источник в местном штабе Ющенко отмечает, что в Донецк и область из западных регионов приехали около 2 тысяч наблюдателей, что достаточно для представления во всех избирательных участках области.

Первый тур

Несмотря на все тревожные симптомы и ожидания, по крайней мере, внешне 31 октября на избирательных участках в Донбассе все было спокойно. Власть приятно удивилась чрезвычайно высокому результату своего "единого" кандидата - 86,74%. Оппозиция несмотря на катастрофические для себя результаты (Ющенко - 2,94%; Симоненко - 3,28%, Мороз - 1,31%) восприняла свое поражение на удивление спокойно. Международные наблюдатели признали выборы "прозрачными".

Как показал первый тур, главной проблемой президентских выборов в Донбассе были не фальсификации как таковые, а то, что в распоряжении штабов не оказалось достаточного количества людей, способных этим фальсификациям противостоять.

Здесь уместно рассказать случай, который непосредственно затронул автора этих строк. Моего друга, бывшего спортсмена и ярого сторонника Виктора Федоровича, его знакомая попросила "побыть" на выборах наблюдателем на одном из округов Донецка. Ему неудобно было отказать ей.

Когда он приехал на участок, узнал, что является наблюдателем ... от Ющенко. На мой вопрос, что же ты там делал, если ты даже закон не читал, он ответил: то водку возил, то этих наблюдателей из Западной Украины...

Оказывается, наблюдатели с Запада были подготовлены не лучше, чем мой товарищ. Они как статисты сидели на участке, обедали и "грелись" вместе со всей комиссией, и так же дружно потом отмечали завершение голосования. Именно такой уровень "представительства" Ющенко в комиссиях и сделал возможным нарушения.

Конечно, большое влияние оказали манипуляции с выездным голосованием и списками избирателей. Член территориальной избирательной комиссии № 51 Михаил Еремеев "засветил" такую схему, которая применялась в его округе. "Объезжая за неделю до выборов участковые комиссии, я удивился большому количеству людей, которые голосуют "дома". В среднем, их количество составило около ста человек на участках численностью до 500 избирателей, 200-250 человек на "средних" (500-1500 избирателей) и "больших" участках (более 1500 избирателей).

Что из этого следует? Судите сами. В соответствии с законом о выборах президента, на участке должно быть "не менее трех малых" урн. Теперь считаем: 300 домов (а это, в основном, поселки в частном секторе) делим на три урны. Оказывается, что с одной урной члены комиссии должны объехать 100 домов.

Даже если предположить, что одна машина ездила по участку все одиннадцать часов (с 8.00 до 19.00), то для того, чтобы все эти люди проголосовали, нужно было тратить по 6,6(!) минут на избирателя.... По моему мнению - да, действительно объезжали людей, но не всех! А потом заменили урны, с нужным результатом", - делает вывод член теризбиркома.

Бандитской назвал Еремеев и схему с неправильными или невнесенными фамилиями в списки избирателей. "Во-первых, они принимали постановления о включении людей, неправильно записанных в списках избирателей, но в этих постановлениях не было второго пункта об исключении человека там, где он неправильно записан. (А списки избирателей на 30-40 % содержат людей с неправильными данными.) А теперь подумайте сами - сколько людей проголосовало под "неправильными" фамилиями?", - задает вопрос член теризбиркома.

"Во-вторых, они принимали постановления о включении людей, которых нет в списках вообще (реально таких было не больше 5%). Таким образом, теризборком фактически узаконил незаконное вбрасывание бюллетеней!.. Жалобы пачками поступали из участковых комиссий! Причем многие из них были написаны на русском языке, с инициалами и без даты рождения! И таких людей вносили! Без голосования, без проверки их документов. Это все зафиксировано на видеопленке", - утверждает Еремеев.

Еще один механизм фальсификации выборов раскрыла на пресс-конференции в штабе "Нашей Украины" избиратель из Шахтерска. Она рассказала историю о том, как, придя вместе с родными на участок в день голосования, выявила, что вся ее семья, и она в том числе, уже проголосовали. "Потом я поняла, - говорит женщина, - мы уже несколько лет живем у больной мамы, а в квартире, где зарегистрированы, появляемся редко. А соседи мне потом сказали, что перед голосованием ходили из ЖЭКа и узнавали, где люди не живут, кто за кого будет голосовать. Вот они и проголосовали за нас, так как решили, что мы уехали, и наша квартира пуста".

Глава областной администрации Анатолий Близнюк сразу после первого тура объяснял путаницу со списками избирателей тем, что в области 13 тысяч брошенных квартир, а некоторые имеют не одно жилье...

Второй тур

Перед вторым туром на пресс-конференции в Донецком областном штабе Януковича было сообщено, что штаб "значительно улучшил" списки избирателей и увеличил их количество на 10% по сравнению с первым туром выборов. Десять процентов в Донецкой области - это 370 тысяч голосов...

Потом грохнул второй тур! Грохнул, так как после расслабляющего первого этапа голосования, второй просто шокировал своим цинизмом. Шквал нарушений и откровенных провокаций как в области, так и в стране создавал впечатление, что власть сознательно пошла на срыв выборов и силовой вариант.

На предприятиях Донецкой области "мобилизовали" рабочих, которых вечером 21 ноября должны были спецпоездами везти в Киев для участия в массовых акциях в поддержку Януковича. Правда, до вечера поступила информация, что выезд донетчан в Киев отменяется.

Информация о ходе выборов напоминала сводки с военных фронтов. Например, около двухсот наблюдателей и членов комиссий от Ющенко в 42 округе Донецка, утром на избирательных участках были поставлены перед фактом, что их лишили полномочий. Также на участке этого округа не пускали журналистов: члены комиссий требовали у них нотариально заверенные редакционные задания (!).

Доверенное лицо кандидата Ющенко в 60-м избирательном округе Харцызска Игорь Сабадаха сообщил избирательному штабу Виктора Ющенко, что мобильные группы молодых людей передвигаются по городу и голосуют с помощью неучтенных бюллетеней. По его словам, прибыв на участок, руководитель группы предъявляет определенному члену комиссии "пароль" - паспорт с вложенным в него календариком с портретом Януковича. Получив на руки пачку неучтенных бюллетеней, он раздает ее группе, которая голосует.

В православном храме в Ленинском районе Донецка (поселок Ларинка) в течение всего дня священник вел агитацию за Януковича.

Около 18 часов на участках в Донецке и области неожиданно закончились бюллетени для голосования. На участках выстраивались очереди. Только в 41 округе Донецка представители КВУ насчитали 10 таких участков.

Но более всего удивила явка. На многих участках Донецкой области по результатам подсчета голосов Донецкой организации Комитета избирателей Украины была зафиксирована стопроцентная явка. В частности КВУ привел пример 59 округа (Снежное, Торез, Шахтерский район), где 100% явка зафиксирована на 33 избирательных участках из 122.

На следующий день на митинге в поддержку Януковича заместитель начальника областного штаба Виктора Федоровича Владислав Лукьянов заявил: "Мы уверены, что победа Януковича была чистая и единогласная".

Результаты этого голосования ошарашивали: Янукович - 96,2%, Ющенко - 2,13%, явка - 96,65%. При этом в 61 округе на избирательные участки пришло 99,16% избирателей. Еще в шести округах области явка превысила 98%.

Могла ли в реальности быть такая высокая явка? Даже на референдуме 2000 года, а все помнят, как он проводился, явка в Донецкой области составила 88%. С другой стороны, в этих выборах была личная заинтересованность в победе именно "своего" кандидата, что вынашивалось донетчанами годами. Особенно если выбирать нужно между ним и "западенцем", "фашистом", "бандеровцем".

Возможно, этим объясняется готовность 93%, опрошенных Центром исследований социальных перспектив Донбасса перед 15 октября, прийти на выборы. Но почему тогда в первом туре пришли 77%? Можно предположить, что на уменьшение показателя явки 31 октября сыграла уверенность почти 25% избирателей в том, что все и так решено без них.

21 ноября, особенно после победы в первом туре Ющенко, люди были мобилизованы уже страхом (учитывая страшилки, которые на Донетчине распространяли о лидере "Нашей Украины"), что подтолкнуло их к более высокой активности. Хотя, конечно, даже в таком случае явка едва ли могла превысить 90%. Другое дело, что мы опрашивали реальных людей, а во втором туре, скорее за все, голосовали и "мертвые души"...

Ситуация после голосования

Уже 23 ноября, в ответ на события в Киеве, в Донецке собирается внеочередная сессия облсовета. В зале - невиданное количество людей. Единственным пунктом повестки дня был вопрос "Об обращении депутатов Донецкого областного совета к гражданам Украины".

Чуть ли не больше всего депутатов возмущало молчание президента Кучмы и поведение западных областей, которые высказали недоверие ЦИК.

Депутаты приняли обращение к народу Украины и руководству страны: "поддержите нового президента Виктора Януковича! Отстоим свою победу!".

Одновременно с этим на предприятиях области началась мобилизация людей для вывоза в Киев. Каждый вечер на железнодорожном вокзале Донецка формировались группы для отправки в столицу железнодорожным и автомобильным транспортом. Источники "Острова" в правоохранительных органах называли цифру запланированных к отправке - 120 тысяч.

Возможно, цифра была сознательно завышена информаторами, чтобы взять на испуг оппозицию. А возможно, как позднее сказал в Донецке народный депутат Юрий Павленко, рабочие железной дороги отказались перевозить специальные эшелоны с востока.

Последней надеждой донецкой команды Януковича на спокойную и уверенную победу их кандидата было официальное объявление ЦИК о его победе. Но уже на следующий день эта надежда провалилась. 26 ноября состоялось собрание актива области, которое анонсировалось как внеочередная сессия облсовета. На этом собрании звучали призывы к автономии Донбасса, и даже, из уст экс-кандидата в президенты Александра Базилюка, "присоединение к большой России".

Идеи автономизации массово звучали и на площади Ленина в Донецке на следующий день, куда около 70 тысяч людей пришли "подтвердить свои голоса, отданные за Януковича 21 числа" и высказать отношение к идее референдума.

Все шло именно по такому сценарию, пока Северодонецк не заставил Кучму приостановить события.

"Из-за неудачного перевода, или в сообщения агентств вкралась досадная ошибка, я хочу опровергнуть все обвинения в сепаратизме. Читайте документы, которые мы подготовили по работе сессии облсовета. Ни о каком сепаратизме и речи быть не может". С этого тезиса начал свою пресс-конференцию 1 декабря глава Донецкого областного совета Борис Колесников...

Северодонецк и события, которые предшествовали ему в Донецке, Луганску и Харькове были, наверное, главнейшей ошибкой Януковича в ходе послевыборного политического кризиса.

В глазах большинства избирателей, которые не принадлежат ни к числу фанатов Ющенко, ни Януковича, а делали выбор, исходя из прагматических желаний улучшения качества жизни, уже до конца первой недели революции Ющенко был основной причиной нестабильности, которая их отпугивала. Сложением "президентской" присяги и блокированием государственных учреждений лидер "Нашей Украины" поставил себя над законом, что по мнению обывателя делало его агрессором. Янукович же, наоборот, становился символом законности, тем более, что к началу трансляции заседания Верховного суда много кто не знал о масштабах фальсификации.

Кризис затягивался. А затягивание скандала, как известно, является лучшим средством его разрешить. Позиционно Янукович начинал выигрывать. Он ассоциировался со стабильностью. Ющенко - с затягиванием политического кризиса. Неуверенность, источником которой считали Ющенко, начинала бесить людей. Тем не менее, проявления сепаратизма, которые грохнули с Востока, испугали даже сторонников Януковича в Донецке.

Те, кто 91-помнит и год, когда разрушались экономические и родственные связи, бурлила инфляция и терялись банковские вклады, не хотят повторения этого. Поддержка сепаратизма была ошибкой, которая сделала Виктора Федоровича не только признаком угрозы еще большей нестабильности по сравнению с Ющенко (лишила главного козыря), но и поставила его в ряд раскольников страны. Причем не только в имиджевом, но и в правовом плане.

Плюс к тому идея автономии или форма, которая ее потом смягчила, - "федерализации", на самом деле не такая уж и популярная на Донетчине, как это старались донести ТРК "Украина" и некоторые донецкие газеты. Под влиянием энергетики толпы на площадях или в умах молодежи - да, но те, кто помнит, с какой болью и последствиями происходил распад СССР, скорее отрицательно оценивают курс власти на автономизацию, какую бы форму он не приобретал.

Ярлык сепаратизма может стать главным препятствием для Януковича в третьем туре. И вдобавок кризис, вызванный сторонниками Ющенко, уже, якобы, закончился, а угроза непонятного для большинства населения федерализации (почему было не остановиться на элементарном расширении полномочий местных органов самоуправления?) остается, и уже очевидно, что политические неприятели Януковича не дадут этой теме затихнуть...

Перспективу дальнейшего развития событий на Донетчине можно определить двумя эпизодами. Первый, это ответ главы Донецкого облсовета Бориса Колесникова на вопрос о дальнейших действиях области, "если президентом все-таки будет признан Ющенко?". - "Я не понимаю, что значит признан? Тогда зачем надо было выборы проводить? Все усилия областного совета будут направлены на целостность государства, но с федеративным устройством. Мы не хотим зависеть от какого-то политического момента. Мы хотим быть всегда стабильными".

Второй момент, это почти четырехдневный и совершенно неожиданный визит в область Виктора Федоровича. На единственном за всю избирательную кампанию митинге в Донецке при участии кандидата на трибуне рядом с Виктором Федоровичем не было руководителей области. На площади собралось всего около 10 тысяч человек. Для такого события - это маловато.

Сергей Гармаш, президент Центра исследований социальных перспектив Донбасса

Полностью статью читайте на сайте Украинского независимого центра политических исследований


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде