Соколовский: Обойти Россию в вопросе ГТС - тяжело. Она большая
Россия никогда не скрывала своих намерений о завладении украинской газотранспортной системой, но Украина на это никогда не согласится.
Об этом в интервью BBC заявил уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Борис Соколовский.
"Российская сторона никогда не скрывала, что она заинтересована принимать участие в любых процессах, связанных с украинской ГТС при условии, что она хочет стать совладельцем и выкупить часть украинской ГТС, как это произошло в Армении и Белоруссии", - сказал он, комментируя подписание между Украиной и ЕС декларации о модернизации ГТС и реакцию России.
"Иметь и продвигать свою стратегию, с которой мы можем соглашаться или не соглашаться, - это суверенное право российской стороны. У нас есть своя стратегия, которая не предусматривает приватизацию никаких стратегических объектов, включая ГТС, поэтому наши цели в данном случае не совпадают", - добавил он.
При этом, по словам Соколовского, Украина "нашла общий язык с Европейской комиссией и международными финансовыми структурами".
"Здесь наши цели совпали. Другими словами, Украина выбрала то, что ей больше подходит. Это - наше право", - сказал он.
Соколовский также назвал эмоциональными заявления российских чиновников о возможности пересмотреть газовые контракты с Украиной.
"Мы их воспринимаем как эмоциональные и необоснованные. Российская сторона как стратегический поставщик газа (и не только российского) была, есть и будет партнером для Украины", - сказал он.
По словам Соколовского, "обходить Россию" в вопросе модернизации украинской ГТС "никто не собирается".
"Это сложно, она очень большая, но и Украина не ставит перед собой такой задачи. У нас нет такой цели. Я верю в то, что украинская ГТС будет модернизирована. Я также надеюсь, что мы найдем компромисс", - сказал он.
На реплику о том, что согласно подписанной в Брюсселе Декларации Россия теряет свое влияние, Соколовский сказал:
"Других условий не будет! Прибыли она не теряет, а что касается влияния, то, простите, главная цель ГТС Украины (а не бывшего Советского Союза) - транспортировка природного газа с востока на запад. Если кто-то предполагает другие цели по ГТС Украины, то это - их проблемы".
Он также сообщил, что пока что целый комплекс работ по модернизации ГТС оценивается в более чем 3 миллиарда долларов.
"2,5 миллиарда - это сумма, в которую оценивается стоимость работ без решения вопроса о газоизмерительных станциях... Существует еще одна цифра - 5,5 миллиарда долларов. Здесь речь идет о еще одном проекте, который может быть реализован. Это проект расширения пропускной способности ГТС Украины", - сказал Соколовский.
На вопрос, когда будут известны конкретные инвесторы, которые примут участие в проекте, он ответил: "Считаю, что в конце этого года".
Украинская правда