Европе выгодно вкладывать в украинскую ГТС, но кое-что сдерживает
Вероятнее всего, на международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы в Брюсселе в понедельник никаких конкретных решений относительно предоставления кредитов принято не будет.
Но, если стороны подпишут декларацию, это уже станет началом соответствующего проекта, сказал Радио "Свобода" советник премьер-министра Украины по энергетическим вопросам Александр Гудыма.
"Даже если конкретных решений не будет принято, а будет принята позитивная декларация, то это будет означать, что помощь не замедлит с появлением, и она будет предоставлена в ближайшее время. Для многих государств или компаний, которые примут решение, это все равно будет шаг вперед", - говорит Гудыма.
Он также отмечает, что к модернизации украинской газотранспортной системы премьер-министр Юлия Тимошенко хочет привлечь не только Европу, но и Россию. Следующая ее поездка будет в Москву.
В свою очередь, координатор по вопросам реализации Меморандума Украина – ЕС Александр Тодийчук говорит, что сегодня Европе выгодно инвестировать в украинскую ГТС, поскольку это намного более дешевый проект, чем, например, "Северный поток" или "Южный поток".
"Северный поток" стоит порядка 20 миллиардов евро, "Южный" – близко 25 миллиардов. Во-вторых, тарифы через Украину всегда будут в 3, а в некоторых вариантах и в 5 раз ниже, чем тарифы с использованием морских маршрутов. И еще Украина уникальна тем, что имеет на границах с ЕС подземные буферные хранилища, которые позволяют получать дополнительные поступления газа при низких температурах", - отмечает специалист.
Однако, по мнению Тодийчука, сегодня есть ряд факторов, которые сдерживают Евросоюз от инвестирования в украинскую ГТС: "Во-первых – это политическая нестабильность. И во-вторых – это сложная и непрозрачная система хозяйствования "Нафтогаза".
"Во всем мире распределена добыча, транспортировка углеводородов и распределительные сети, которые обеспечивают рынок, поскольку их общая деятельность приводит к пересечению средств и содействуют развитию теневого сектора. Следовательно, если будет достаточно политической воли привести украинскую систему к европейским стандартам, деньги придут обязательно", - считает эксперт.
Киев оценивает стоимость проектов по модернизации ГТС в 2,5 миллиарда долларов. Именно столько нужно, чтобы украинская ГТС смогла и дальше прокачивать ежегодно 120 миллиардов кубов газа. Однако для того, чтобы увеличить прокачку до 140–160 миллиардов, что и планирует украинская сторона, нужно к этой сумме добавить еще столько же, отмечает "Свобода".