В ожидании чрезвычайного положения
Среда, 29 сентября 2004, 16:42
Кто-то сказал, что ожидание смерти хуже самой смерти. В нашем случае можно убежденно подтвердить, что ожидание какого-либо катаклизма, который сорвет выборы, точно не украшает даже политическую жизнь. Не говоря уже о человеческой.
Поэтому, чтобы немного развлечься в этот трудном и, следует отметить, бессмысленном ожидании, следует, наверное, внимательнее взглянуть на саму угрозу или ее варианты.
Если по закону
Поскольку за постулат мы возьмем цель любой предвыборной "заворушки" – отмена выборов, то надо сначала поискать в законодательстве соответствующую норму.
Что-то похожее находим в законе о чрезвычайном положении от марта 2000 года. Если не ошибаюсь, статья 21 этого закона утверждает, что во время чрезвычайного положения выборы президента, Верховной Рады, парламента Крыма и местных советов – не проводятся.
Скорее всего – это и есть та единственная в украинском законодательстве норма, которая позволяет думать, якобы введением чрезвычайного положения можно законно остановить выборы президента.
Правда, ни в законе о чрезвычайном положении, ни в законе о выборах президента, ни в Конституции ничего не сказано, каким специальным актом отменяются уже назначенные выборы. Но в упомянутом законе, да и Конституции речь идет о том, что указ президента о введение чрезвычайного положения в течение двух суток должна подтвердить Верховная Рада.
Потому, можем считать – хотя, наверное, юристы будут настаивать, чтобы это растолковал Конституционный суд, - что решение об отмене уже назначенных выборов принимается двумя структурами: сначала указом президента о ЧП, а потом – еще и постановлением или законом ВР по этому же поводу.
Казалось бы, теоретическая часть вопроса на этом решена и можно переходить к выяснению конкретной готовности нынешних парламентских сил одобрить возможный указ Кучмы. Но еще несколько деталей.
Законом про ЧП предусмотрено, что во время действия чрезвычайного положения все избирательные органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть распущены.
Вместе с тем, опять-таки, нет никаких объяснений ситуации, по которым прерванные чрезвычайным положением выборы после его отмены восстанавливаются: то ли назначаются другие, то ли автоматически продолжаются предыдущие. Лишнее и вспоминать, что закон о выборах президента вообще не предусматривает таких ситуаций.
Уже названного достаточно, чтобы желающим поиграться в чрезвычайку вместо выборов немедленно обратиться в Конституционный суд, как в случае третьего срока Кучмы. Хотя сейчас уже очень поздно.
Итак, наверное, сразу можно утверждать: применение закона о чрезвычайном положении в настоящих условиях будет неконституционным. Если это еще кого-то интересует.
Вообще о самом законе следует сказать, что когда он принимался в марте 2000 года – то есть после победы Кучмы в выборах 1999 года и при премьере Ющенко, - на него мало кто обращал внимание как на актуальный. Одни события, которые имели бы к нему хоть какое-то отношение, уже прошли, а другие тогда не только не состоялись, а и не ожидались.
Хотя нет, здесь я ошибаюсь. Почему-то именно в 2000 году в законе, который до этого существовал в редакции еще 1992 года, и где не предполагалось непроведения во время чрезвычайки выборов только Верховной Рады и местных советов, - таки был внесен запрет на выборы президента.
И все равно, авторы не позаботились о ситуации, когда пришлось бы отменять уже назначенные выборы. Текст закона явно рассчитан на то, что чрезвычайное положение могло бы произойти между очередными выборами. А запрет – что очень важно для понимания идеологии – касался каких-то досрочных выборов: то ли парламента, то ли президента...
Да и правда, хотя сейчас уже тяжело вспомнить и сравнить с настоящим – но ситуация в Украине всегда была построена на противостоянии президента и парламента. И в начале 2000-го "закопать" друг друга они пытались в любое время...
Но следует вернутся к практике ныненшней, если она будет базироваться на законе.
Повод, время и место
Еще несколько слов об истории. Уже после марта 2000 года в Украине бывали ситуации, когда Кучма мог предложить ВР введения чрезвычайного положения с довольно весомым обоснованием. Скажем, если не во время акции "Украина без Кучмы", то 9 марта 2001-го – точно. Позже были "Повстань, Украина!" и прочие мероприятия оппозиции...
Но Кучма этого не сделал. Почему? Для утоления политических страстей хватило только Уголовного кодекса, а также просто силовых действий соответствующих структур.
Все остальное, что вытекает из закона о чрезвычайном положении, было Кучме не нужно тогда. Да больше, совсем не нужно. Ведь закон о чрезвычайном положении тянет за собою максимальные официальные полномочия для силовых структур, и в тех условиях эти полномочия могли бы стать дополнительной угрозой самому же Кучме.
Итак, если сейчас кто-то в окружении Кучмы (а пока ни одной утечки именно из властных структур о введение чрезвычайки нет, говорит об этом лишь оппозиция, и еще оговорился Литвин) подталкивает главнокомандующего на этот шаг, то они могут иметь аргументом для него лишь одно: единственный относительно легальный способ отмены выборов.
Но одновременно этот "кто-то" обязательно держит во внимании расширение полномочий силовиков.
Возможно, именно в эту логику вписывается смена министра обороны Марчука на Кузьмука.
Хотя надо было бы подождать, какие кадровые изменения проведет в МО сам Кузьмук и не привлечет ли он туда людей из АП, которых называли потенциальными, хотя никому неизвестными, кандидатами в министры...
Впрочем, сама кадровая рокировка еще не дает понятного ответа на другие вопросы: как именно, когда, и с какими последствиями.
Все, как известно, ждут каких-то страшных провокаций, которые дадут основания для введения чрезвычайки. Но, вспомнив события 9 марта, следует отметить, что те провокации должны быть намного страшнее, не так ли? Это – если провоцировать само гражданское столкновенье.
Впрочем, уже конец сентября, а в этом смысле в Украине полная тишина. Нельзя же считать "столкновеньями" митинги провластных и оппозиционных сил, которые находятся далеко друг от друга территориально, и происходит лишь в виде ссор через СМИ.
Вот, могло стать таким поводом "покушение" на Януковича яйцом. Но, кажется, как раз его власть и не собиралась использовать для подобных целей, особенно учитывая его комичность.
После этого любое искусственное нагнентание страстей с участием граждан, даже с использованием УНА и "Братства" – будет выглядеть с большой натяжкой как повод для введения чрезвычайного положения.
Есть вариант – взять за повод международный терроризм, но что именно? Антиамериканский или антироссийский?
Антиамериканский – не логично: сам Янукович пообещал вывести украинский контингент из Ирака, без всякого принуждения, после иракских выборов... Никто в такой терроризм не поверит.
Антироссийский чеченский? Но в этом случае граждане Украины могут отшатнуться от тесной интеграции с Россией, итак Путину это не так уж и выгодно – ради кучминых интересов...
И потом, что-то не было в мире слышно, чтобы даже после реальных террористических атак, там отменяли выборы, да еще и введением чрезвычайного положения. Взять ту же Испанию...А уже в России – так там после всяческих террактов выборы именно и проводят...
Одно слово, и в случае отмены выборов в Украине через потенциальную угрозу терроризма никто этого шага в мире не поймет. Хотя, можно с этим не считаться и вводить свое ноу-хау, но мы же ныне не об этом.
Мы о том, что к самому дню выборов отыскать причины для введения чрезвычайного положения Кучме слишком сложно. А кроме отсутствия поводов – как тогда во время чрезвычайного положения состоится торжественный парад по празднованию 60-й годовщины освобождения Киева от фашистов?
Собственно, вспомнить этот парад следует благодаря версии о возможном силовом сценарии, который предложил народный депутат Филенко. По его мнению, под поводом этого парада в Киев могут быть введенные войска (наверное, кроме тех, что берут обычно участие в дефиле по Крещатику) для выполнения каких-то незаконных приказов.
Идея интересная потому, что якобы дает одну и ту же "почву", которую охотно раскручивают в Украине русские политтехнологи, а еще и включают в себя армию непосредственно.
Я понимаю, почему господин Филенко вспомнил парад: скорее не потому, что здесь у нас господин Кузьмук ныне министром, а потому, что в России именно такая практика очень распространена.
Плюс наши якобы "предпосылки": встреча ветеранов Советской Армии и ветеранов ОУН-УПА (кстати, в минувшие годы они очень хорошо знали толк в таких праздниках), плюс те же знаменитые провокаторы с псевдоющенковской "поддержкой". Между прочим, как там Верховный суд с запретом УНА?
Но одно предположение об использование армейских подразделений для силовых действий в столице в последние дни октября задает несколько вопросов.
Первое – для преодоления следствий любых волнений или террактов в Киеве и Украине не достаточно ли уже милиции и спецподразделений и внутренних войск? Или может они – или их начальники – уже отказались выполнять незаконные приказы? И откуда убежденность, что нетренированная для таких дел армия справится лучше? А Кузьмук более отдан Кучме, чем Билоконь, и пойдет для него на такие нарушения Конституции, на которые не пойдет министр внутренних дел?
Второе – если речь идет о законных действиях силовиков, то есть введения чрезвычайного положения, где особая роль отведена именно войскам, - это обозначает, что таки потребуется подтвердить указ Кучмы парламентским решением. Когда? 28-го октября - парад, скажем, в тот же день – указ, потом – два дня на раздумья ВР. Как раз выходит 31 октября. День, когда выборы уже происходят. Так как действие чрезвычайного положения начинается не с указа Кучмы, а с момента принятия парламентом...
Готова ли к чрезвичайке Верховная Рада?
Откровенно говоря, не знаю. В последнее время наши депутаты – независимо от своей политической ориентации или даже проблем, создаваемых выборами и, скажем, кризисом большинства, отличаются какой-то отделенностью от процесса.
Очень проникается спикер Литвин, но как-то совсем не конкретно. А это вот надумал встречу кандидатов с Кучмой устроить.
Он уже как-то встречу всех кандидатов устроил, правда – в парламенте, на открытии сессии. Были далеко не все, но именно после этого начался кризис большинства и спора по поводу спецкомиссии. А чего ждать от рандеву у Кучмы? Его убеждений, что он чрезвычайку не введет и силу не применит? А после обещаний?
Публично же о силовом варианте депутаты рассуждают, просто исходя из характера Кучмы и его окружения, сопровождая упоминание об этом единым комментарием: не дай Бог.
Оно, конечно, так, но если вдруг? Ну, знатоки кучминой психологии, о чем он в последний раз с Ельциным мог разговаривать? О приманках пенсионной жизни – хотя в Ельцина есть по крайней мере какие-то гарантии от Путина, а у Кучмы – никаких? Или, скажем, об истории 1991 и 1993, когда так по-разному применялись вооруженные силы в Москве?
Возвращаясь к нашим депутатам, должна указать: введения чрезвычайного положения им выгодно из уже упомянутых причин. Во время чрезвычайки Верховную Раду нельзя распустить.
А, как известно, только завершатся выборы президента – угроза со стороны уже нового главы государства появляется снова.
Но если руководствоваться этой логикой – чрезвычайное положение надо ввести в Украине навсегда. И Кучма будет счастливый, и депутаты ни о чем не будут заботиться. Об остальной стране мы здесь договорились не вспоминать, не так ли?
Если же вводить чрезвычайное положение по требованию Кучмы и под абсолютно искусственно спровоцированными поводами временно, - то надо сразу думать, что потом.
Кто дотянет к выборам, которые все равно когда-то состоятся? Или все равно не состоятся, так как:
Кучма будет применять этот механизм периодически и бесконечно?
Кто будет платить за экономические потери во время чрезвычайного положения?
Кто из силовиков потом будет диктовать свои условия нынешним гражданским политикам?
Какая, наконец-то, геополитическая сторона выиграет от этого и захватит страну уже без возврата?
И, главное, что для этого сделает, когда окажется неспособность украинских силовиков своими силами удерживать ситуацию?
И еще много вопросов...
Несколько деталей
События совсем последних дней, уже "пост-яичного" периода, показали, что Кучма таки делает ставку на Януковича – неважно, из собственной воли или под давлением каких-то обстоятельств.
Тот же Кузьмук – это и "креатура" премьера, и способ подкрепить парламентское большинство, лишь бы не бесило и не раскачивало единого кандидата. Кстати, не первая уступка Кучмы, если вспомнить "Укрнафту". Есть и некоторые другие кадровые решения в том же направлении. Кажется "отец"...
Но если это так – то и все силовые потуги уже теперь переходят фактически под руку Януковича. Интересная история...
В этом случае все наоборот – ни одного чрезвычайного положения и срыва выборов. Где там! Просто ЦИК показывает победу Януковича, а силовики не дают недовольным войти в ее помещение и пересчитать бюллетени. Точка.
Вот лишь точка эта может быть поставлена после второго тура. И тогда не совсем понятно, что должны делать силовики после первого, и зачем весь этот психоз со стороны, в частности, того же Литвина.
Или второго тура таки не будет, и Януковичу нарисуют сразу 51%?
Действительно, для этого нужна целая армия - лишь бы вбросить столько бюллетеней, так как просто всем военным правильно проголосовать – все равно не хватит ... Хотя, возможно, наблюдатели от СНГ в данном случае и есть той настоящей "армией", которая обеспечит победу Януковича. Тогда и Кузьмук здесь ни к чему.
Но чем тогда, "сдавая" силовиков преемнику, обезопасился Кучма? Возможно, за неделю мы снова услышим о реформе и гарантиях?
Возможно. Тогда нам еще будет чем развлечься, ожидая наихудшего.
Поэтому, чтобы немного развлечься в этот трудном и, следует отметить, бессмысленном ожидании, следует, наверное, внимательнее взглянуть на саму угрозу или ее варианты.
Если по закону
Поскольку за постулат мы возьмем цель любой предвыборной "заворушки" – отмена выборов, то надо сначала поискать в законодательстве соответствующую норму.
Что-то похожее находим в законе о чрезвычайном положении от марта 2000 года. Если не ошибаюсь, статья 21 этого закона утверждает, что во время чрезвычайного положения выборы президента, Верховной Рады, парламента Крыма и местных советов – не проводятся.
Скорее всего – это и есть та единственная в украинском законодательстве норма, которая позволяет думать, якобы введением чрезвычайного положения можно законно остановить выборы президента.
Правда, ни в законе о чрезвычайном положении, ни в законе о выборах президента, ни в Конституции ничего не сказано, каким специальным актом отменяются уже назначенные выборы. Но в упомянутом законе, да и Конституции речь идет о том, что указ президента о введение чрезвычайного положения в течение двух суток должна подтвердить Верховная Рада.
Потому, можем считать – хотя, наверное, юристы будут настаивать, чтобы это растолковал Конституционный суд, - что решение об отмене уже назначенных выборов принимается двумя структурами: сначала указом президента о ЧП, а потом – еще и постановлением или законом ВР по этому же поводу.
Казалось бы, теоретическая часть вопроса на этом решена и можно переходить к выяснению конкретной готовности нынешних парламентских сил одобрить возможный указ Кучмы. Но еще несколько деталей.
Законом про ЧП предусмотрено, что во время действия чрезвычайного положения все избирательные органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть распущены.
Вместе с тем, опять-таки, нет никаких объяснений ситуации, по которым прерванные чрезвычайным положением выборы после его отмены восстанавливаются: то ли назначаются другие, то ли автоматически продолжаются предыдущие. Лишнее и вспоминать, что закон о выборах президента вообще не предусматривает таких ситуаций.
Уже названного достаточно, чтобы желающим поиграться в чрезвычайку вместо выборов немедленно обратиться в Конституционный суд, как в случае третьего срока Кучмы. Хотя сейчас уже очень поздно.
Итак, наверное, сразу можно утверждать: применение закона о чрезвычайном положении в настоящих условиях будет неконституционным. Если это еще кого-то интересует.
Вообще о самом законе следует сказать, что когда он принимался в марте 2000 года – то есть после победы Кучмы в выборах 1999 года и при премьере Ющенко, - на него мало кто обращал внимание как на актуальный. Одни события, которые имели бы к нему хоть какое-то отношение, уже прошли, а другие тогда не только не состоялись, а и не ожидались.
Хотя нет, здесь я ошибаюсь. Почему-то именно в 2000 году в законе, который до этого существовал в редакции еще 1992 года, и где не предполагалось непроведения во время чрезвычайки выборов только Верховной Рады и местных советов, - таки был внесен запрет на выборы президента.
И все равно, авторы не позаботились о ситуации, когда пришлось бы отменять уже назначенные выборы. Текст закона явно рассчитан на то, что чрезвычайное положение могло бы произойти между очередными выборами. А запрет – что очень важно для понимания идеологии – касался каких-то досрочных выборов: то ли парламента, то ли президента...
Да и правда, хотя сейчас уже тяжело вспомнить и сравнить с настоящим – но ситуация в Украине всегда была построена на противостоянии президента и парламента. И в начале 2000-го "закопать" друг друга они пытались в любое время...
Но следует вернутся к практике ныненшней, если она будет базироваться на законе.
Повод, время и место
Еще несколько слов об истории. Уже после марта 2000 года в Украине бывали ситуации, когда Кучма мог предложить ВР введения чрезвычайного положения с довольно весомым обоснованием. Скажем, если не во время акции "Украина без Кучмы", то 9 марта 2001-го – точно. Позже были "Повстань, Украина!" и прочие мероприятия оппозиции...
Но Кучма этого не сделал. Почему? Для утоления политических страстей хватило только Уголовного кодекса, а также просто силовых действий соответствующих структур.
Все остальное, что вытекает из закона о чрезвычайном положении, было Кучме не нужно тогда. Да больше, совсем не нужно. Ведь закон о чрезвычайном положении тянет за собою максимальные официальные полномочия для силовых структур, и в тех условиях эти полномочия могли бы стать дополнительной угрозой самому же Кучме.
Итак, если сейчас кто-то в окружении Кучмы (а пока ни одной утечки именно из властных структур о введение чрезвычайки нет, говорит об этом лишь оппозиция, и еще оговорился Литвин) подталкивает главнокомандующего на этот шаг, то они могут иметь аргументом для него лишь одно: единственный относительно легальный способ отмены выборов.
Но одновременно этот "кто-то" обязательно держит во внимании расширение полномочий силовиков.
Возможно, именно в эту логику вписывается смена министра обороны Марчука на Кузьмука.
Хотя надо было бы подождать, какие кадровые изменения проведет в МО сам Кузьмук и не привлечет ли он туда людей из АП, которых называли потенциальными, хотя никому неизвестными, кандидатами в министры...
Впрочем, сама кадровая рокировка еще не дает понятного ответа на другие вопросы: как именно, когда, и с какими последствиями.
Все, как известно, ждут каких-то страшных провокаций, которые дадут основания для введения чрезвычайки. Но, вспомнив события 9 марта, следует отметить, что те провокации должны быть намного страшнее, не так ли? Это – если провоцировать само гражданское столкновенье.
Впрочем, уже конец сентября, а в этом смысле в Украине полная тишина. Нельзя же считать "столкновеньями" митинги провластных и оппозиционных сил, которые находятся далеко друг от друга территориально, и происходит лишь в виде ссор через СМИ.
Вот, могло стать таким поводом "покушение" на Януковича яйцом. Но, кажется, как раз его власть и не собиралась использовать для подобных целей, особенно учитывая его комичность.
После этого любое искусственное нагнентание страстей с участием граждан, даже с использованием УНА и "Братства" – будет выглядеть с большой натяжкой как повод для введения чрезвычайного положения.
Есть вариант – взять за повод международный терроризм, но что именно? Антиамериканский или антироссийский?
Антиамериканский – не логично: сам Янукович пообещал вывести украинский контингент из Ирака, без всякого принуждения, после иракских выборов... Никто в такой терроризм не поверит.
Антироссийский чеченский? Но в этом случае граждане Украины могут отшатнуться от тесной интеграции с Россией, итак Путину это не так уж и выгодно – ради кучминых интересов...
И потом, что-то не было в мире слышно, чтобы даже после реальных террористических атак, там отменяли выборы, да еще и введением чрезвычайного положения. Взять ту же Испанию...А уже в России – так там после всяческих террактов выборы именно и проводят...
Одно слово, и в случае отмены выборов в Украине через потенциальную угрозу терроризма никто этого шага в мире не поймет. Хотя, можно с этим не считаться и вводить свое ноу-хау, но мы же ныне не об этом.
Мы о том, что к самому дню выборов отыскать причины для введения чрезвычайного положения Кучме слишком сложно. А кроме отсутствия поводов – как тогда во время чрезвычайного положения состоится торжественный парад по празднованию 60-й годовщины освобождения Киева от фашистов?
Собственно, вспомнить этот парад следует благодаря версии о возможном силовом сценарии, который предложил народный депутат Филенко. По его мнению, под поводом этого парада в Киев могут быть введенные войска (наверное, кроме тех, что берут обычно участие в дефиле по Крещатику) для выполнения каких-то незаконных приказов.
Идея интересная потому, что якобы дает одну и ту же "почву", которую охотно раскручивают в Украине русские политтехнологи, а еще и включают в себя армию непосредственно.
Я понимаю, почему господин Филенко вспомнил парад: скорее не потому, что здесь у нас господин Кузьмук ныне министром, а потому, что в России именно такая практика очень распространена.
Плюс наши якобы "предпосылки": встреча ветеранов Советской Армии и ветеранов ОУН-УПА (кстати, в минувшие годы они очень хорошо знали толк в таких праздниках), плюс те же знаменитые провокаторы с псевдоющенковской "поддержкой". Между прочим, как там Верховный суд с запретом УНА?
Но одно предположение об использование армейских подразделений для силовых действий в столице в последние дни октября задает несколько вопросов.
Первое – для преодоления следствий любых волнений или террактов в Киеве и Украине не достаточно ли уже милиции и спецподразделений и внутренних войск? Или может они – или их начальники – уже отказались выполнять незаконные приказы? И откуда убежденность, что нетренированная для таких дел армия справится лучше? А Кузьмук более отдан Кучме, чем Билоконь, и пойдет для него на такие нарушения Конституции, на которые не пойдет министр внутренних дел?
Второе – если речь идет о законных действиях силовиков, то есть введения чрезвычайного положения, где особая роль отведена именно войскам, - это обозначает, что таки потребуется подтвердить указ Кучмы парламентским решением. Когда? 28-го октября - парад, скажем, в тот же день – указ, потом – два дня на раздумья ВР. Как раз выходит 31 октября. День, когда выборы уже происходят. Так как действие чрезвычайного положения начинается не с указа Кучмы, а с момента принятия парламентом...
Готова ли к чрезвичайке Верховная Рада?
Откровенно говоря, не знаю. В последнее время наши депутаты – независимо от своей политической ориентации или даже проблем, создаваемых выборами и, скажем, кризисом большинства, отличаются какой-то отделенностью от процесса.
Очень проникается спикер Литвин, но как-то совсем не конкретно. А это вот надумал встречу кандидатов с Кучмой устроить.
Он уже как-то встречу всех кандидатов устроил, правда – в парламенте, на открытии сессии. Были далеко не все, но именно после этого начался кризис большинства и спора по поводу спецкомиссии. А чего ждать от рандеву у Кучмы? Его убеждений, что он чрезвычайку не введет и силу не применит? А после обещаний?
Публично же о силовом варианте депутаты рассуждают, просто исходя из характера Кучмы и его окружения, сопровождая упоминание об этом единым комментарием: не дай Бог.
Оно, конечно, так, но если вдруг? Ну, знатоки кучминой психологии, о чем он в последний раз с Ельциным мог разговаривать? О приманках пенсионной жизни – хотя в Ельцина есть по крайней мере какие-то гарантии от Путина, а у Кучмы – никаких? Или, скажем, об истории 1991 и 1993, когда так по-разному применялись вооруженные силы в Москве?
Возвращаясь к нашим депутатам, должна указать: введения чрезвычайного положения им выгодно из уже упомянутых причин. Во время чрезвычайки Верховную Раду нельзя распустить.
А, как известно, только завершатся выборы президента – угроза со стороны уже нового главы государства появляется снова.
Но если руководствоваться этой логикой – чрезвычайное положение надо ввести в Украине навсегда. И Кучма будет счастливый, и депутаты ни о чем не будут заботиться. Об остальной стране мы здесь договорились не вспоминать, не так ли?
Если же вводить чрезвычайное положение по требованию Кучмы и под абсолютно искусственно спровоцированными поводами временно, - то надо сразу думать, что потом.
Кто дотянет к выборам, которые все равно когда-то состоятся? Или все равно не состоятся, так как:
Кучма будет применять этот механизм периодически и бесконечно?
Кто будет платить за экономические потери во время чрезвычайного положения?
Кто из силовиков потом будет диктовать свои условия нынешним гражданским политикам?
Какая, наконец-то, геополитическая сторона выиграет от этого и захватит страну уже без возврата?
И, главное, что для этого сделает, когда окажется неспособность украинских силовиков своими силами удерживать ситуацию?
И еще много вопросов...
Несколько деталей
События совсем последних дней, уже "пост-яичного" периода, показали, что Кучма таки делает ставку на Януковича – неважно, из собственной воли или под давлением каких-то обстоятельств.
Тот же Кузьмук – это и "креатура" премьера, и способ подкрепить парламентское большинство, лишь бы не бесило и не раскачивало единого кандидата. Кстати, не первая уступка Кучмы, если вспомнить "Укрнафту". Есть и некоторые другие кадровые решения в том же направлении. Кажется "отец"...
Но если это так – то и все силовые потуги уже теперь переходят фактически под руку Януковича. Интересная история...
В этом случае все наоборот – ни одного чрезвычайного положения и срыва выборов. Где там! Просто ЦИК показывает победу Януковича, а силовики не дают недовольным войти в ее помещение и пересчитать бюллетени. Точка.
Вот лишь точка эта может быть поставлена после второго тура. И тогда не совсем понятно, что должны делать силовики после первого, и зачем весь этот психоз со стороны, в частности, того же Литвина.
Или второго тура таки не будет, и Януковичу нарисуют сразу 51%?
Действительно, для этого нужна целая армия - лишь бы вбросить столько бюллетеней, так как просто всем военным правильно проголосовать – все равно не хватит ... Хотя, возможно, наблюдатели от СНГ в данном случае и есть той настоящей "армией", которая обеспечит победу Януковича. Тогда и Кузьмук здесь ни к чему.
Но чем тогда, "сдавая" силовиков преемнику, обезопасился Кучма? Возможно, за неделю мы снова услышим о реформе и гарантиях?
Возможно. Тогда нам еще будет чем развлечься, ожидая наихудшего.