СМИ проанализировали, как пропаганда приучила россиян к войне и ненависти к Украине
Механизмы российской пропаганды, которые способствовали тому, чтобы убедить россиян в необходимости войны против Украины, или по крайней мере в ее неизбежности, исследовало издание "Новая газета Европа".
Источник: исследование "Новая газета Европа" и Süddeutsche Zeitung
Дословно: Для многих война началась с обращения Путина рано утром 24 февраля... С этого момента на "РИА Новости" ежедневно выходят десятки и сотни новостей о "специальной военной операции" или "ситуации на Донбассе" - два эвфемизма, которыми российская пропаганда называет войну. И во многих из них содержатся одни и те же предложения. В разных комбинациях. День за днем. Месяц за месяцем".
Детали: Издание проанализировало, что не важно, о чем рассказывает "РИА Новости", каждый раз читатели сталкиваются с одним и тем же текстом. Более чем 10 000 раз.
Сообщается, что для любого события, прямо или косвенно связанного с войной, готово идеологически нагруженное объяснение. "Повторенное тысячи раз, оно создает так называемый "эффект иллюзии правды" - по сути, когнитивное искажение, когда мы начинаем верить во что-то после того, как прочитали одно и то же много раз", - говорится в исследовании.
В случае с "РИА Новости" подавляющее большинство повторяющихся предложений касается Украины. Многие из них не просто объясняют контекст новостей, а формируют совершенно определенное видение происходящего, которое подготовило россиян к войне против Украины.
Также в исследовании утверждается, что россияне после начала войны, чтобы включить ее в свою картину мира и рациональные основания для случившегося, искали ответы в официальных источниках информации, таких как "РИА Новости". При этом, говоря о войне, россияне, как правило, ожидаемо воспроизводят нарративы пропаганды.
Предложение о том, что Россия начала именно "спецоперацию", в разных формах повторяются в текстах "РИА Новости" по меньшей мере 18 031 раз. Также раз за разом подчеркивается также, что Россия наносит удары исключительно по военной инфраструктуре, а гражданскому населению ничего не угрожает.
В конце марта российская армия отступает из-под Киева и Харькова, и становится понятно, что война ограничивается юго-восточным фронтом. В это время "РИА Новости" скорректировало цель: теперь основная задача спецоперации - "освобождение Донбасса". Позже к этому добавились "гарантии безопасности самой России".
В конце марта, очевидно, начали кардинально пересматриваться принципы освещения войны. В кривом зеркале пропаганды происходит успешное завершение "первого этапа спецоперации". Успех измеряется в "значительном снижении военного потенциала Украины".
При этом война в изображении "РИА Новости" постепенно становится "оборонительной". Но не против Украины, а против НАТО.
В исследовании утверждается, что "РИА Новости" неоднократно приходится подстраиваться не только под изменения на фронте, но и под решения политического руководства страны. Самым ярким примером стала смена позиции Путина относительно судьбы оккупированных территорий. С февраля 2022 года "РИА Новости" активно прибегало к фразе о том, что "об оккупации Украины речь не идет". Все эти фразы исчезают к августу. А через месяц, практически одновременно, появляется группа предложений о вхождении "новых регионов" в состав России.
В дальнейшем пропаганде еще не раз придется подстраиваться под меняющуюся реальность. И каждый раз с одной и той же целью - создать убедительную версию происходящего, которая должна помочь читателям преодолеть моральный конфликт. Или же вообще снять его.
"Признаться себе в том, что твоя страна убивает оппозиционеров, ведет агрессивные войны, аннексирует территории и причастна к убийству сотен и тысяч мирных жителей, - сложно и больно. Гораздо легче поверить в обратное, что это делают другие страны, а мы - на стороне правды и добра. Именно об этом говорит пропаганда", - говорится в исследовании.