Менее трети украинцев знают, как определить deepfake – результаты теста по медиаграмотности
Только 29% участников знают, как определить deepfake-видео и изображения, в то же время 68% участников знают, как не повестись на фейковые сборы средств в сети.
Источник: руководитель национального проекта по медиаграмотности "Фильтр" МКИП Валерия Ковтун, которую цитирует "Укринформ"
Прямая речь: "Только 29% участников знают, какие методы эффективны для определения deepfake-видео и изображений. Правильные ответы: анализ несоответствий в лицах и синхронизации губ и проверка естественности цвета кожи".
Детали: Во время презентации результатов национального теста по медиаграмотности Ковтун отметила, что 87% участников знают, чем факт отличается от суждения. В 2022 году 10% участников смогли правильно определить все четыре из предложенных суждений.
83% понимают разницу между блогерами и профессиональными журналистами. Правильный ответ: блогеры распространяют материалы с их личной точкой зрения, а профессиональные журналисты - сбалансированную информацию из достоверных источников.
68% участников знают, как не повестись на фейковые сборы средств в сети. Правильные ответы: обратиться к этой организации через доступные каналы коммуникации и спросить действительно ли такой сбор проводится, отправить жалобу на это объявление в соцсетях, если сбор фейковый.
65% участников правильно ответили на вопрос о том, как проверить информацию. Правильные ответы: попробовать проверить фото с помощью Google изображений, обратиться к фактчекинговым инициативам, которые очень быстро в условиях войны проверяют фейки.
18% участников смогли выбрать все правильные ответы на вопрос о том, на что нужно обращать внимание прежде чем доверять телеграмм-каналу. Правильные ответы: наличие имени и контакта автора канала или названия медиа, которое его ведет, наличие ссылки на официальный сайт и упоминание этого телеграмм-канала на этом сайте; отсутствие информации вроде "власть об этом не говорит", "кум, который работает в СБУ сказал", наличие ссылок на первоисточники в сообщениях.
32% участников обозначили сообщение о "химтрейлах" как пример предупреждения на случай чрезвычайных ситуаций, проверенной новости или результата исследования ученых. Правильный ответ - теория заговора.
Только 38% участников правильно ответили на вопрос о том, как надо действовать, как проверить надежность экспертизы пользователя Olena_dieta, которая рассказывает о пользе употребления определенной приправы. Правильные ответы: поискать академические исследования, которые подтверждают или опровергают информацию; найти полное имя автора видео и проверить действительно ли она специалист.
58% участников знают, что такое таблоид и демонстрируют понимание зарубежного информационного поля.
Отмечается также, что тест выявил пробелы знаний участников о фишинге. Только 12% правильно ответили на вопрос о том, как его избежать.
В то же время лучше всего украинцы ответили на вопрос, где необходимо было определить, что будут делать, увидев определенную информацию, где знаменитый человек произносит речь. 95% дали правильный ответ - они отметили, что надо прежде всего проверить информацию.
Сложным был вопрос для участников, где нужно было определить из перечня, что именно не является журналистским стандартом. Только 7% ответили правильно.
В этом году также в тест добавились вопросы, которых не было в прошлом году, в частности вопрос об искусственном интеллекте (ИИ). 72% украинцев дали правильное определение понятия "искусственный интеллект". В то же время только 47% понимают принципы работы ИИ.
"Этим вопросом мы хотели проверить, понимают ли украинцы, что искусственный интеллект сам по себе не является злом, что это лишь инструмент, который помогает нам систематизировать и на основе этого принять решение. На искусственный интеллект как раз влияет подбор этих данных. Какие данные мы ему дадим для исследования и изучения - с таким ответом он к нам и придет", - отметила Ковтун.
По сравнению с предыдущим годом участников категории "Гуру медиаграмотности" (набравшие 34-30 баллов) меньше: в 2022 - 9%, в 2023 - 6%. Зато гораздо больше людей, которые находятся на уровне "Начинающий" (набрали 12-23 балла) - в 2022 - 44% участников, в 2023 - 53%.
Тест состоял из пяти блоков и 34 вопросов: базовые понятия о медиаграмотности и информационном пространстве (8 вопросов), социальные сети (7 вопросов), достоверность и влияние информации (10 вопросов), навыки фактчекинга (5 вопросов) и способность обезопасить личные данные и ресурсы (4 вопроса).
Больше всего участников было в Киевской области. Большинство участников женщины - 78%, а 21% - мужчины.
Проходили тест люди разных возрастных категорий. Участники, которым от 15 до 18 лет, были наибольшей долей тех, кто принял участие в тесте (24%).