В Раде хотят освободить силовиков от открытого декларирования
В Верховной Раде зарегистрировали законопроект № 9148, которым хотят разрешить неограниченному количеству сотрудников силовых структур (СБУ, Нацполиции, Нацгвардии, налоговой и др.) подавать засекреченные декларации вместо открытых и избегать их проверки.
Об этом сообщает Центр противодействия коррупции.
Инициаторами законопроекта являются Игорь Попов (Радикальная партия Олега Ляшко), Юрий Буглак (БПП), Константин Матейченко ("Народный фронт"), Юрий Тимошенко ("Народный фронт"), Игорь Артюшенко (БПП), Антон Геращенко ("Народный фронт") .
Депутаты хотят официально разрешить сотрудникам СБУ, налоговой, Национальной полиции, Нацгвардии и других силовых структур подавать засекреченные декларации вместо открытых электронных и избегать проверки и расследования по результатам декларирования.
"С одной стороны, законопроект говорит о замене открытых электронных деклараций на бумажные лишь для так называемых "тайных" агентов этих органов и кадрового состава разведки.
Одновременно силовикам и разведчикам оставляют возможность засекретить электронные декларации всех: от публичных руководителей до бухгалтеров. Подавать декларации планируют в определенном этими же органами порядке, например, в собственные закрытые системы декларирования", - подчеркивает ГПК.
"Фактически этим легализуют уже придуманную в СБУ схему подачи деклараций, с которыми уже более двух лет судится Центр противодействия коррупции. Так, СБУ уже засекретили декларации всех без исключения сотрудников.
Соответствующее решение принял эксперт по вопросам государственной тайны и по совместительству заместитель главы СБУ. Законопроект разрешит всем силовикам применить опыт СБУ и избежать открытого декларирования", - отмечают в Центре противодействия коррупции.
Авторы законопроекта заявляют, что исключения не булут распространяться на руководителей СБУ, которые назначаются публичными указами президента.
"Однако это также означает, что в любой момент указы президента о назначении заместителей руководителя СБУ или руководителя СБУ любой области могут превратиться в государственную тайну решением очередного эксперта по гостайне в СБУ", - подчеркивает общественная организация.
"Хотя с одной стороны нормы представляются логичными, ведь декларации разведчиков и агентов под прикрытием действительно не должны быть публичными, одновременно фактически предлагаемые нормы позволят избежать декларирования не только публичным руководителям правоохранительных и разведывательных органов, но и неограниченному кругу силовиков, работа которых отнюдь не нуждается секретности", - заявила юрист Центра противодействия коррупции Елена Щербань.
"Законодатели прямо позволяют подавать тайные бумажные декларации публичным чиновникам - руководству Службы внешней разведки, несмотря на то, что их также назначают публичными указами президента", - отмечает ЦПК.
Проверять бумажные или секретные декларации будут сами правоохранительные или разведывательные органы. НАПК сможет провести полную проверку только с разрешения руководителя этого органа и после решения об изменении степени секретности.
"Добавляя необходимость уведомления НАПК о существенных расходах, нардепы предлагают не сообщать о оздоровительном отдыхе за рубежом, например, оздоровления на Сейшелах или Мальдивах", - подчеркивает Центр противодействия коррупции.
2 октября программа "Наші гроші з Денисом Бігусом" сообщила, что семья первого заместителя руководителя Службы внешней разведки и экс-руководителя экономической контрразведки СБУ Сергея Семочко имеет гражданство России и дорогое имущество.
Декларация Семочко засекречена, но журналисты собрали доступные данные: поездки на авто Land Cruiser и проживание в коттеджном городке в Конча-Заспе под Киевом.
Дом на 333 кв м принадлежит Татьяне Лысенко, которую журналисты считают женой Семочко. Его падчерица Анастасия Котон также имеет дорогое имущество.
8 родственников Семочко, включая жену и мужа падчерицы, якобы имеют паспорта РФ.
Национальное антикоррупционное бюро открыло уголовное производство в отношении первого заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко.
НАБУ зарегистрировало уголовное производство по ч.3 ст. 368-2 Уголовного кодекса Украины.
В этой норме говорится о незаконном обогащении – обретении человеком, занимающим особо ответственное положение, активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждена доказательствами, а также передача им таких активов любому другому лицу.