В МИД напомнили, что договор о внутренних водах с РФ заключался под давлением
Подписанный под давлением РФ договор об акватории Азовского моря и Керченском проливе является формальным поражением Украины.
Об этом пишут замминистра иностранных дел Елена Зеркаль и советник главы МИД Тарас Качка в своей статье для DT.UA.
"Урегулирование отношений в акватории Азовского моря и Керченском проливе всегда считалось сомнительным ввиду компромиссов, к которым нас побудили откровенно недружественные действия России как в 1990-х, когда они постоянно препятствовали свободе рыболовства и навигации, так и в начале 2000-х - в связи со строительством на Тузле", - говорится в материале.
Авторы напоминают, что Россия хотела оставить все как было во времена Советского Союза: "В случае Азова и Керченского пролива - это статус внутренних вод".
"Наконец после откровенной угрозы силой на Тузле Россия вроде бы добилась своего, и Украина подписала документы о том, что Азовское море и Керченский пролив "исторически являются внутренними водами Украины и Российской Федерации" или "внутренними водами двух государств". Было ли это поражением Украины? Формально - да", - пишут представители МИД.
Однако, по их словам, концепция внутренних вод Украины и РФ так никогда и не реализовала себя.
"Единственным работающим элементом этой концепции является взаимная свобода навигации Украины и России во всей акватории Азовского моря. Все остальные суверенные права остались индивидуальными и реализовывались каждой стороной в своей части Азова", - говорится в материале.
Авторы напоминают, что Украина в 2016 году инициировала судебное разбирательство нарушений морского права со стороны РФ. В августе этого года арбитры решили разделить процесс на две составляющие - юрисдикционную и по существу.
Решение о юрисдикции можно ожидать в пределах 12-15 месяцев.
"Это самый оптимальный путь к четкости и однозначности в Азовском море. Это то, чего Россия всегда избегала. Ведь все, чего она хотела, - это создать такое туманное состояние, в котором весят только политика и сила. От своих намерений РФ не отказалась. Даже формально - возражения против юрисдикции трибунала по морскому праву означает одно: по мнению России, нет другого пути, чем политические договоренности на праве сильного", - считают авторы.
"Поэтому ошибается тот, кто думает, что, денонсировав соглашения по Азову, мы легко и непринужденно добьемся признания надлежащей нам акватории со стороны РФ", - убеждены они.
Единственный шанс Украины, по мнению представителей МИД - тщательно готовить позицию по юрисдикции и защищать интересы страны всеми правомерными способами.
"В дополнение к тому, что мы по сути правы, в нашу пользу играет и то, что мы не скрываем того, как непросто формировалась договорная база с Российской Федерацией по Азову. Наоборот - освещение всех деталей и нюансов ярко доказывает, под каким давлением находилась Украина и в каких условиях формировалась действующая договорная база", - говорится в тексте.
В последнее время Россия задерживает иностранные суда, идущие в украинские порты на Азовском море, фактически блокируя этот канал торговли. Украинские пограничники заявили, что россияне "начали жесткую политику задержания и осмотра судов" в Керченском проливе.
28 августа президент Петр Порошенко поручил провести заседание Совета нацбезопасности и обороны для поиска ответа на противоправные действия России в Азовском море.
В ближайшее время Украина увеличит кораблевую группировку, морскую пехоту и артиллерию на азовском направлении для безопасности акватории Азовского моря.
Посольство России в США называет действия украинских властей в Азовском море "пиратством" и призывает Соединенные Штаты прекратить вступаться за украинские суда.
Глава украинского МИД Павел Климкин заявил, что Украина в своей реакции на провокации России в Азовском море должна использовать комплексный подход - и юридические действия в международных судах, и решения по безопасности, и сотрудничество с международными партнерами.
Читайте также:
Блокада Азовского моря: зачем это России и к чему готовиться Украине