ГПУ получила доступ к телефонам "автомайдановцев" по делу об "избиении яйцами"
Генпрокуратура получила доступ ко всем трафикам и локации во время звонков трех обвиняемых по делу об "избиении яйцами" нардепа Олега Барны во время митинга возле Верховной Рады, который состоялся в июле 2017 года.
Об этом в своей колонке на УП заявил адвокат, член "Общественного совета добродетели" и член ГО "Автомайдан" Роман Маселко.
Он напомнил, что прокуратура и полиция завершили расследование по этому делу и 10 сентября вручили обвинительный акт трем "автомайдановцам" - Сергею Хаджинову, Олегу Пушаку и Богдану Мельнику - по ч.2. ст. 346 УК, предусматривающей наказание от 4 до 7 лет заключения.
Вместе с тем прокуратура также получила доступ ко всем трафикам обвиняемых и их локации во время звонков за месяц.
Кроме того, замгенпрокурора Юрий Столярчук поставил следователем задачи отработать все контакты, связи активистов и провести негласные следственно-розыскные действия (НСРД).
"Это может быть что угодно, начиная от визуального наблюдения до установления жучков и проникновения в жилье, и все это в рамках расследования факта броска трех яиц", - отметил адвокат.
Маселко добавил, что адвокаты ознакомились с материалами дела после завершения досудебного расследования, и в деле против трех "автомайдановцев" не было ни постановлений суда об изъятых трафиков, ни трафиков, ни результатов проведения НСРД.
"Действия проводились, а их результаты в дело не попали. Это логично - для дела они не нужны. Так зачем их собирали, что собрали и как использовали или собираются использовать?", - отмечает адвокат.
По его словам, дело является "местью Юрия Луценко за поездку "автомайдановцев" к его имению в декабре 2017 года.
"Тогда становится понятным, что уголовное производство использовано для нейтрализации наиболее активных и сбора информации обо всем окружении Автомайдана. ... Объяснения Луценко относительно действий прокуратуры по делу журналистов является лишь попыткой найти логическое объяснение для действий, которые имеют совершенно другую цель. А цель прослеживается одна - преследование и наказание активных граждан, которые требуют от власти выполнения обещаний или разоблачают коррупцию и в связи с этим становятся опасными для власти", - заявляет Маселко.
Он добавил, что с этой целью прокуратура "по инициативе Луценко возобновила использование методов Януковича, Пшонки, Захарченко, и дело против трех "автомайдановцев" - яркое тому подтверждение".
Напомним, 13 июля 2017 г. активисты перед Верховной Радой забросали нардепа от БПП Олега Барну яйцами.
Фракция "БПП" выступила с требованием к СБУ и Нацполиции расследовать инцидент.
По данным следствия, в то время, когда Барна шел к зданию ВР, в его адрес звучали угрозы причинения вреда здоровью, после чего указанные автомайдановцы "решили нанести ему побои путем нанесения ударов, в том числе, используя заранее заготовленные куриные яйца".
В документе указано, что Хаджинов ударил Барну яйцом по плечу, а Мельник и Пушак - яйцами по голове, что было умышленным нанесением ущерба государственному деятелю по предварительному сговору.
В свою очередь активист Автомайдана, а ныне - член Совета общественного контроля при НАБУ Сергей Хаджинов заявил, что Барна несколько раз проходил через их "блокпост", а яйца в него полетели тогда, когда нардеп начал оскорблять людей.
В начале сентября прокуратура вручила обвинительные акты трем активистам "ВО "Автомайдан", которые забросали яйцами нардепа от БПП Олега Барну.
Ранее Печерский суд разрешил ГПУ получить доступ к смс, звонкам и местонахождению телефонов журналистов Седлецкой и Бердинских за 17 месяцев.
Это решение вызвало широкую критику украинских и международных антикоррупционных, правозащитных и журналистских сообществ, дипломатов и правительственных организаций - как противоречащее принципам свободы слова, что может быть расценено как давление на журналистов-расследователей.
На "Радио Свобода" выразили возмущение по поводу решения суда. В редакции отмечали: запрос охватывает длительный период общения с телефона известной украинской журналистки, которая успешно разоблачает коррупцию в высших эшелонах власти, вызывает серьезное беспокойство об истинных намерениях тех, кто ищет информацию.
В ГПУ в свою очередь заверили, что никоим образом не будут вмешиваться в профессиональную деятельность и личную жизнь Седлецкой, а журналистка выступает в качестве возможного свидетеля.
18 сентября Европейский суд по правам человека обязал украинскую власть воздержаться от доступа к любым данным мобильного оператора с телефона журналистки.
Эти меры действуют до 18 октября - пока "Радио Свобода", где Седлецкая работает главным редактором программы журналистских расследований "Схемы", подготовит полную жалобу в ЕСПЧ.
Апелляционный суд Киева частично удовлетворил жалобу Седлецкой и ограничил объем данных, которые может получить следователь по ее телефона.
Журналисты из более 15 медиа отправили информационные запросы в Генпрокуратуру и запустили в Facebook флешмоб с призывом #Луценко_дай_ответ.
В ГПУ на это ответили, что не видят оснований для предоставления какой-либо информации в ответ на информационные запросы.
Также в ГПУ сообщили, что по требованию Европейского суда по правам человека приостановили сбор данных о геолокации мобильного телефона журналиста Натальи Седлецкой.