Луценко говорит, что следствие хочет знать о пребывании журналистов возле НАБУ

Суббота, 15 сентября 2018, 20:07
Луценко говорит, что следствие хочет знать о пребывании журналистов возле НАБУ

Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что следствие не требует от оператора мобильной связи никаких данных журналисток Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских, кроме даты их пребывания в зоне действия вышки мобильного оператора возле НАБУ.

Об этом Луценко заявил 15 сентября на конференции YES, отвечая на вопрос британского журналиста Стивена Сакура, пишет "Радио Свобода".

Как отметил Сакур, действия ГПУ "на самом деле очень опасны для будущего независимой журналистики и являются сигналом всем журналистам и гражданам в Украине, что журналисты не защищены от системы".

В свою очередь Луценко заявил: "Они являются свидетелями, и свидетелями останутся".

Луценко подтвердил, что намерение получить решение на доступ к данным было реализовано с его ведома.

"Я гарантирую как генеральный прокурор, и если я это нарушу, можете об этом заявить публично и требовать моей отставки, что мы получаем исключительно информацию о дате пребывания в соте НАБУ ... Ни их соединения, ни разговоры, ни СМС, никакие другие данные не то, что не будут разглашены, но даже не будут востребованы для ГПУ. Нас интересует исключительно дата возможного преступления. Это наша работа", - заявил генпрокурор.

На вопрос, зачем следователь получил решение суда, которое дает право истребования гораздо более широкий массив данных у оператора за 17 месяцев, включая всю карту перемещений журналисток за этот период, их соединений и СМС-сообщений, Луценко ответил: "Чтобы предоставить нам точку геолокации, оператор должен использовать примерно 14 параметров, для того чтобы дать нам ответ".

"Именно этих 14 данных, в некоторых случаях меньше, суд разрешает им, операторам, использовать для нашего ответа. Потому что эти данные не являются собственностью мобильного оператора, и поэтому они нуждаются в решении суда о доступе к этому массиву, по всем 14 параметрам, но дадут нам ответ только тот, в котором мы нуждаемся - дату нахождения в одной точке геолокации", - пояснил Луценко.

Отвечая на вопрос журналистки журнала "Новое Время" Кристины Бердинских, Луценко заявил: "Мы должны установить дату преступления. Если свидетелями этого являются журналисты, у меня не остается другого, как обращаться за информацией о вас".

"Среди всех журналистов, которые были на "офф рекордз", следствие смогло установить только двух, в том числе вас, и в том числе Седлецкую", - добавил генпрокурор.

ГПУ по решению суда получила доступ к телефону журналистки и главного редактора программы расследований "Схемы" Натальи Седлецкой за 17 месяцев - с июля 2016-го до ноября 2017 года.

Печерский райсуд дал разрешение ГПУ получить от провайдера информацию с телефона Седлецкой о звонках и смс-сообщениях журналистки, а также данные о месте расположения ее телефона в течение этих 17 месяцев.

Позже стало известно, что в ГПУ также получили судебное разрешение на сбор данных о журналистке "Нового времени" Кристине Бердинских.

В "Радио Свобода" выразили возмущение решением суда о предоставлении доступа ГПУ к информации с телефона Седлецкой.

Как отметили в "Радио Свобода", за это время редакция "Схем" провела и обнародовала ряд расследований об украинских чиновниках, включая деятельность генпрокурора.

Седлецкая вместе с рядом других журналистов проходит свидетелем по делу о возможном разглашении гостайны и данных досудебного расследования директором НАБУ Артемом Сытником.

Адвокат "Радио Свобода" Анатолий Попов назвал решение суда чрезмерным и таким, что "нарушает как в целом права человека на уважение частной жизни, так и давление на работу журналиста в рамках выполнения его профессиональных обязанностей и незаконный доступ к источникам информации журналиста" .

В то же время в ГПУ заявили, что не будут вмешиваться в профессиональную деятельность и личную жизнь Седлецкой, и что журналистка выступает в качестве возможного свидетеля.

С 2017 года Генпрокуратура расследует уголовное производство в отношении директора НАБУ Артема Сытника из-за вероятного разглашение данныхследствия на основании опубликованной в интернете аудиозаписи, где человек с голосом, похожим на Сытника, рассказывает журналистам детали некоторых резонансных дел.

Производство в отношении директора НАБУ было открыто по обращениюдепутата от "Народного фронта" Елены Масориной и гражданской жены в прошлом военного прокурора сил АТО Константина Кулика Ирины Нимец.

По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Руководитель НАБУ отвергает обвинения, что во время неформального общения нарушил законодательство.

В сентябре 2018 года стал известно, что ГПУ начала проверять звонки журналистов, с которыми Сытник обсуждал мать детей Кулика.

В ЕС и США выразили обеспокоенность в связи с решением суда о предоставлении ГПУ доступа к телефону Седлецкой.

В ПАСЕ выразили обеспокоенность в связи с решением суда предоставить доступ ГПУ к информации с телефона Седлецкой и призвали украинские власти обеспечить соблюдение ее прав на конфиденциальность источников.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: