Дело Толстошеева: следствие третий год решает, можно ли его судить
Расследование в отношении водителя Станислава Толстошеева, который 9 января 2016 года сбил насмерть женщину на тротуаре в Киеве, до сих пор продолжается, прокуратура все еще изучает, можно ли его судить.
Об этом "Украинской правде" сообщила пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец.
По ее словам, прокуратура ожидает результаты психиатрической экспертизы, которые станут краеугольными в определении судебной перспективы этого уголовного производства.
Материалы на повторную психиатрическую экспертизу в государственное экспертное учреждение передали только в этом месяце – через 2,5 года после ДТП.
В прокуратуре напомнили, что в сентябре 2016 года закрыли уголовное производство против Толстошеева, поскольку результаты экспертиз подтвердили, что во время ДТП он был невменяем. Но из-за реакции общества и генпрокурора дело снова открыли, материалы направили во Львов на дополнительную экспертизу.
"В декабря 2016 года мы получили результаты этой экспертизы, и она подтвердила предварительные выводы, что у Толстошеева в момент ДТП произошел эпилептический приступ. Мы этим не удовлетворились, с января 2017 года повторно допросили всех свидетелей, очевидцев, врачей, самого Толстошеева, львовских экспертов и даже тех людей, которые рассказывали разные истории в СМИ. Все они были допрошены еще раз", - сказала Максимец.
Она также добавила, что у виновника смертельного ДТП в 2017 году повторно взяли на анализ волосы и ногти, чтобы сверить его ДНК с ДНК, которые были в материалах производства.
"Мы проверяли версию, что биологические образцы Толстошеева могли быть подменены еще на первоочередной стадии следствия. Но оба образца ДНК показали, что они принадлежат одному человеку. Кроме того, и старые, и новые образцы были еще раз исследованы на содержание наркотиков в одном из ведущих диагностических центров столицы, который также не обнаружил в них этих веществ", - рассказала Максимец.
После этого, по ее словам, прокуратура начала переговоры с Минздравом Украины, чтобы они определили государственное учреждение, которое может привлечь к проведению дополнительной экспертизы международных специалистов.
"Вопрос привлечения международных экспертов для прокуратуры был и остается принципиальным. И мы готовы осуществить перевод всех материалов уголовного судопроизводства на любой язык, чтобы предоставить их иностранным специалистам", - сказала пресс-секретарь прокуратуры Киева.
Она добавила, что в сентябре 2017 года материалы уголовного производства были направлены в Украинский научно-исследовательский институт социальной и судебной психиатрии и наркологии МОЗ, который согласился провести комплексную амбулаторную психиатрическую экспертизу с привлечением иностранных специалистов относительно Толстошеев.
"Однако в декабре 2017 года прокуратура получила письмо от указанного учреждения о том, что ее специалисты не видят объективной необходимости в привлечении иностранных экспертов к проведению судебно-психиатрической экспертизы", - сказала Максимец.
Поэтому с января 2018 года прокуратура снова начала искать экспертное учреждение для проведения исследования.
"Впоследствии ее нашли. Но ждали, пока она получит лицензию МОЗ Украины. В июле мы направили им необходимые материалы", - рассказала Максимец.
Привлекли ли они по состоянию на сегодня международных экспертов и начали ли само исследование, прокуратуре пока неизвестно.
Спрогнозировать, сколько такая экспертиза будет продолжаться, в прокуратуре не могут, но верят, что это будут "разумные сроки, а не годы".
Максимец объяснила, что расследование затянулось, потому что это первый случай, когда для принятия окончательного решения необходимо привлечение международных специалистов.
"Ни прокуроры, ни эксперты, на моей памяти, не сталкивались с такой ситуацией, как с Толстошеевым, когда для экспертизы нужно привлекать иностранных специалистов. Но прокурор не может пойти в суд с обвинительным актом, где в экспертизе написано, что "он не управлял своими действиями и не мог осознавать их, а его состояние является невменяемым", потому что это заведомо незаконное привлечение человека, который не может быть осужден по этих причине", - сказала Максимец.
На вопрос, позволяет ли закон заведомо больному человеку, действия которой могут нести угрозу жизни других людей, садиться за руль, Максимец сказала, что припадок, который случился у Толстошеева 9 января 2016 года, был первым в его жизни.
"В своих выводах эксперты отметили, что эпилептический припадок у Толстошеева случился впервые, и о возможности его наступления он не мог быть осведомленным. То есть предусмотреть эту ситуацию он не мог, потому что никогда не находился в ней раньше, говорят специалисты", - пояснила Максимец.
Также пресс-секретарь добавила, что Толстошеева лишили права управлять транспортным средством.
"Удостоверение водителя, выданное на его имя, изъято и аннулировано", - сказала она.
Мера пресечения ему избиралась только одна – содержание под стражей с возможностью залога в 137,8 тысячи гривен 15 января 2016 года.
Защита Толстошеев внесла за него залог в размере 137,8 тысячи гривен. После этого прокуратура обжаловала это решение, но апелляционный суд оставил его в силе.
"Мера пресечения не может избираться человеку бессрочно и на такой длительный срок", - сказала Максимец.
Также, по ее словам, после того, как в марте 2017 года у него повторно отобрали образцы ДНК, больше не было необходимости в вызове его к следователю.
"До того на все вызовы следователя и прокурора он всегда появлялся. Последний раз следователь связывался с Толстошеевым 2 недели назад. Тот был в Киеве", - добавила пресс-секретарь.
Она также заверила, что все виновники смертельных ДТП в Киеве несут ответственность.
"Все ДТП, где были погибшие (ч.2 или ч. 3 ст. 286 УК Украины), они все расследуются и идут в суд. Вот, например, депутат Макаровского совета, который получил реальный срок. Это было тоже резонансное дело. Но у нас, по крайней мере, за последние несколько лет, не было ни одного производства, где мы имели бы такую ситуацию, как с Толстошеевым", - сказала Максимец.
Она подчеркнула, что процессуальное решение в уголовном производстве, в том числе о возможности привлечения Толстошеева к уголовной ответственности, будет принято по результатам вышеуказанной экспертизы.
"Украинской правде" сообщили название учреждения, которое проводит повторную экспертизу. Мы не называем его по просьбе прокуратуры, поскольку, по их мнению, на учреждение может оказываться давление.