Чорновол списала правки из похожего законопроекта, который не прошел
Скандальные поправки народного депутата Татьяны Чорновол к закону об изменениях в е-декларировании были заимствованы из другого законопроекта, который застрял в Раде.
Об этом свидетельствует сравнительный анализ двух документов, проведенный Украинской правдой.
Речь идет о законопроекте №5318 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения сферы финансового контроля и урегулирования отдельных вопросов применения антикоррупционных механизмов", который осенью 2016 года подал на рассмотрение верховной Рады внефракционный нардеп Юрий Деревянко.
В частности, в дополнениях, которые Чорновол внесла 23 марта в законопроект №6172 об освобождении военных от обязанности подавать е-декларации, она предлагает, вместо этого, заставить декларировать свои доходы представителей общественности, которые не являются чиновниками.
Дословно ее правка выглядит так:
"...физические лица, которые: получают средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической или иной, в том числе безвозвратной помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции (как непосредственно, так и через третьих лиц или любым другим способом, предусмотренным соответствующей программой (проектом); систематически, в течение года, выполняют работы, предоставляют услуги по имплементации стандартов в сфере антикоррупционной политики, мониторингу антикоррупционной политики в Украине, подготовке предложений по вопросам формирования, реализации такой политики, - если финансирование (оплата) таких работ, услуг осуществляется непосредственно или через третьих лиц за счет технической или иной, в том числе безвозвратной помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции."
А вот как предлагает следить за финансами общественности Деревянко:
"...физические лица, которые получают денежные средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) международной технической или иной, в том числе безвозвратной помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции (как непосредственно, так и через третьих лиц или любым другим способом, предусмотренным соответствующей программой (проектом) такой помощи) или выполняют работы, предоставляют услуги, финансирование (оплата) которых осуществляется непосредственно или через третьих лиц за счет такой помощи)."
Также Чорновол предлагает требовать е-декларации от лиц "в случае их вхождения в состав конкурсной комиссии, образованной в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", Законом Украины "О службе в органах местного самоуправления", Общественного совета добропорядочности, созданного согласно Закону Украины "О судоустройстве и статусе судей", соответствующего общественного совета, совета общественного контроля, созданного при государственных органах, - в течение десяти календарных дней после вхождения (включения, привлечения, избрания, назначения) в состав соответствующей конкурсной комиссии, Общественного совета добропорядочности, общественного совета, совета общественного контроля".
Очень похожее предложение делает и Деревянко. "...в случае вхождения в состав конкурсной комиссии, образованной в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", Общественного совета добропорядочности, созданного согласно Закону Украины "О судоустройстве и статусе судей", Общественного совета при Национальном агентстве, Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины – в течение десяти календарных дней после вхождения (включения, привлечения, избрания, назначения) в состав соответствующей конкурсной комиссии, Общественного совета добропорядочности, Общественного совета при Национальном агентстве, Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины", - говорится в его проекте.
Кроме того, Чорновол хочет, чтобы декларанты в своих отчетах предоставляли информацию "о названии конкурсной комиссии, в состав которой они входят (входили), или что они входят (входили) в состав Общественного совета добропорядочности, соответствующих общественных советов, советов общественного контроля, образованных при государственных органах".
Деревянко в 2016 году об этом писал так:
"...о названии конкурсной комиссии, в состав которой они входят (входили, избирались, назначались, намерены войти) и/или что они входят (входили, избирались, назначались, намерены войти) в состав Общественного совета добропорядочности, Общественного совета при Национальном агентстве, Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины)."
Как известно, законопроект №5318, из которого сделала выдержки депутат "Народного фронта", еще не прошел ни одного чтения в Верховной Раде.
Как сообщалось, в четверг, 23 марта, Рада приняла законопроект №6172, которым освободила военнослужащих-контрактников и мобилизованных бойцов от обязанности заполнять электронные декларации. Теперь закон ждет подписи президента.
Однако часть депутатов выступила против закона и попыталась отменить его. По словам председателя антикоррупционного комитета Рады Егора Соболева, во время принятия в законопроект с голоса было внесено много правок, которые сделали норму противоречивой. В частности, отметил он, закон обязывает подавать электронные декларации не только чиновников, но и общественные организации и всех, кто связан с ними.
24 марта парламент поставил на голосование постановление об отмене спорного закона, но соответствующее решение не набрало достаточного количества голосов.
После этого народный депутат от БПП Мустафа Найем предложил президенту Петру Порошенко вариант, как исправить ситуацию - немедленно внести в него изменения, которые отменят скандальные поправки.
Посольства Великобритании и США уже заявили, что этот закон - "серьезный шаг назад" для Украины.
Украинская правда