В Украине уже полтора года не работает государственный мониторинг тендеров
Норма Закона "О публичных закупках" об организации мониторинга тендеров фактически не работает с сентября 2015 года. Такая ситуация стала возможной из-за несогласованных действий правительства при просмотре полномочий собственных структур.
Об этом пишет в своей статье для "УП" Глеб Каневский, эксперт Центра "Эйдос".
По его словам, с сентября 2015 осуществление мониторинга закупок для предупреждения нарушений возложено на Государственную аудиторскую службу. Однако порядок мониторинга не определен и официально не закреплен ни в одном нормативно-правовом акте.
Действующий закон о закупках предусматривает, что порядок мониторинга должно разработать и утвердить Министерство финансов Украины, которому долгое время подчинялась Госаудитслужба. Однако в феврале-2016 Кабинет Министров переподчинил аудиторскую службу себе. Таким образом, Министерство финансов больше не уполномочено на разработку порядка.
Из-за отсутствия порядка мониторинга аудиторы не могут эффективно реагировать на сообщения граждан о коррупции на тендерах. А те требования по устранению недостатков, которые все же направляются заказчикам торгов, фактически имеют силу рекомендаций и в большинстве случаев игнорируются тендерными комитетами.
Это подтверждается статистикой. В течение 2016 года Госаудитслужба установила на закупках нарушений на сумму 19,2 млрд гривен – однако, предупредили подозрительных торгов всего на 4,7 миллиарда гривен. То есть, заказчики торгов реагировали только на каждый четвертый сигнал от аудиторов.
Выход из патовой ситуации в правительстве нашли с помощью депутатов профильного парламентского комитета по вопросам экономической политики. На базе комитета рабочая группа, в состав которой вошли аудиторы, представители министерств, депутаты и общественность, подготовили законопроект №4738, зарегистрированный в ВР в мае 2016 года.
Документ призван утвердить порядок мониторинга закупок. В частности, разработанный порядок четко определяет основания для проведения мониторинга, среди которых указаны автоматические индикаторы рисков – критерии, использование которых дает возможность автоматически осуществлять выбор процедур закупок, содержащих признаки нарушения законодательства о закупках. Также основанием для проведения мониторинга является сообщение о тендерных нарушениях в СМИ.
Весь процесс мониторинга по конкретным торгам продлится онлайн в течение 30 дней.
Все этапы мониторинга будут зафиксированы на портале Prozorro. Любой сможет ознакомиться с ними. Когда же параллельно по жалобам участников торгов начнет проверку Антимонопольный комитет, то Держаудитслужба отменяет собственный мониторинг тех же вопросов, чтобы не дублировать деятельность.
По результатам мониторинга составляется справка, которая также публикуется на портале Prozorro. В течение пяти рабочих дней после обнародования справки, организатор торгов должен обнародовать информацию, которая отменяет или опровергает нарушения. Если нарушение не прекращено, аудиторы получают право на проведение полной проверки.
Тем самым устраняется игнорирование требований аудитслужбы, о которых говорилось выше.
Последнее рассмотрение законопроекта о мониторинге на базе парламентского комитета по вопросам экономической политики запланировано в эту среду, 22 февраля. После чего документ будет направлен для голосования народных депутатов.