Грицак: уже сложно доказать российский след в расстреле Майдана
Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак считает, что приказ расстреливать людей на Майдане представители предыдущей власти дали по совету российских коллег.
"Почему так случилось – почему убили людей? Надо быть нелюдем, чтобы дать такой приказ", – сказал он в интервью Лига.net.
"Я думаю, в этой ситуации ключевую роль сыграли российские советчики. Сейчас это уже очень тяжело доказать. Но тогда политические руководители проводили постоянные консультации с Кремлем и российским руководством", – заявил Грицак.
"Я уверен: давались какие-то гарантии, мол, мы вас не бросим. Так оно и случилось: все, кто виноват в расстрелах людей на Майдане, теперь в России. И нам их не отдают. Разве это не доказательство роли Москвы, не доказательство того, что Россия координировала все эти вещи?", – добавил глава СБУ
Грицак признал, что его критикуют, когда он говорит о "российском следе".
"Но для кого секрет, что российские ФСБшники приезжали в Украину и чувствовали себя в стенах СБУ как дома?" – отметил он.
"После революции мы арестовали заместителя начальника киевской контрразведки, который работал в интересах Москвы. Контрразведки! Это же он должен был искать агентов страны, с которой у нас не объявленная война. И он работал в интересах России!" – добавил Грицак.
Он рассказал, что сам 15 ноября 2013 года, когда "началась горячая фаза Майдана", написал рапорт на увольнение из СБУ, где находился "в распоряжении", но рапорт "пролежал три месяца" – а потом Грицака привлекли к диалогу между силовиками и представителями Майдана.
"Даже моя мама, которой на тот момент было 78 лет, приехала в Киев на Майдан... Я был на Майдане, общался с парнями, с "Правым сектором". С 1990-х годов общался с Николаем Карпюком и Сашком Билым. Уже на Майдане познакомился с (Дмитрием) Ярошем. С афганской сотней", – рассказал Грицак.
Тогда же он сблизился с Петром Порошенко, встречался с ним и с Юрием Луценко.
"Когда ситуация во время протестов на Майдане зашла в тупик, один из руководителей подразделений Службы пригласил меня и сказал: ситуация заходит в тупик, нужны специалисты, которые могут дать совет. Я спросил: что вы хотите от меня? Мне сказали, что нужна коммуникация с другой стороной. Все понимали, что все идет к крови. Я ответил, что готов помочь не допустить кровопролития", – рассказал Грицак.
Он отметил, что у него был опыт работы во время Оранжевой революции 2004 года – тогда удалось избежать крови. Грицак согласился работать "на конструктив", но с тогдашний главой СБУ Александром Якименко не встречался.
"За неделю до расстрелов на Майдане меня оформили офицером по особым поручениям. Ситуация на Майдане уже напоминала клинч. Я давал свои предложения о том, как наладить диалог и не допустить крови", – сказал Грицак.
"Готов ответить перед кем угодно: ни к плану "Бумеранг" (АТО по разгону Майдана – ред.), ни к каким-либо другим вещам я не имел отношения. Все мои предложения были направлены на то, как выйти из уже далеко не политического кризиса. Но здравый смысл, к сожалению, не победил", – подытожил он.
Грицак рассказал, что общался "с парнями из Правого сектора, Самообороны и афганцами", а с другой стороны – с оперативными подразделениями СБУ, с "Альфой". По его словам, начальник "Альфы" Александр Устименко понимал, что нельзя допустить кровопролития.
Грицак также рассказал, что после Майдана ему предлагали должность первого заместителя главы СБУ – начальника главного управления "К", он отказался – но согласился стать главой Антитеррористического центра, "директором войны", и поехал в Славянск. А уже потом Грицак возглавил СБУ.
Алена Рощенко, УП