Савченко рассказала, что СК РФ привязывал ее к делу Авакова и Коломойского
Украинка Надежда Савченко заявила, что российские следователи ущемляли ее в правах, а судья арестовывал ее, "опустив глаза".
Об этом она рассказала в Донецком городском суде Ростовской области 29 сентября.
Савченко вспомнила, как в первый день ее пребывания в гостинице "Евро" в Воронеже, куда ее привезли в ночь на 24 июня 2014 года, к ней пришел следователь Маньшин.
"Он промямлил, что он какой-то следователь какого-то следственного комитета. Сказал, что он ведет дело против Авакова и Коломойского, сказал, что я выступаю как свидетель по этому делу. Я объясняла, что я их никогда в жизни не видела", - рассказала украинка.
"Он приходил каждый день, задавал вопросы одни и те же – о войне, его интересовали какие-то люди, расположение (войск), правонарушения, "Правый сектор", Майдан. На все вопросы я ему отвечала, если считала нужным", - уточнила она.
Никакие документы, по словам Савченко, следователь не оформлял. На что она имеет право – не объяснял. Телефоны Савченко были у следователя. Задержанная сама просила "следователя" позвонить, чтобы сообщить, что она в России, – но ей не разрешили.
По словам Савченко, ее допрос как свидетеля записывали на видеокамеру.
Подсудимая рассказала, что следователь предложил ей написать заявление об утрате документов – якобы на случай, если ее будут везти в Украину.
"Он продиктовал мне заявление – это было в какой-то орган Воронежской области… Я так поняла, в пограничную службу – на то, чтобы мне выдали какие-то временные документы. Я подписала это заявление, отдала им", - рассказала Савченко.
Савченко в суде, 29 сентября |
Адвокат Илья Новиков попросил суд предъявить Савченко том 5, лист дела 50, который содержит упомянутое заявление от 26 июня. Прокурор возразил против исследования документа, и суд отказал в этом.
Заявление Савченко. Фото с Медиазоны |
Савченко подчеркнула, что не могла никуда выйти из гостиницы, ее постоянно охраняли двое мужчин в масках. Она упомянула, что один из отнятых у нее телефонов она видела позже в материалах дела, а другой в последний раз – в руках следователя Маньшина.
Савченко рассказала, что кроме Маньшина видела в гостинице женщину, переводчика, человека с видеокамерой и человека, который проводил исследование на полиграфе. О результатах исследования ей потом не говорили.
30 июня какой-то человек привез ее вещи: спортивный костюм, кроссовки без шнурков и футболку. Он объяснял: "Не можем же мы тебя так (в форме) везти".
По словам Савченко, на ее форме в районе правого локтевого сустава были отверстия от ранения при взятии в плен 17 июня прошлого года.
В 9 вечера 30 июня ее привезли в Следственный комитет – там уже был назначенный адвокат, переводчик. Там Савченко сообщили, что ее задерживают как подозреваемую, а не как свидетеля.
"У меня в вещах обнаружили деньги русские, я очень удивилась, как они туда попали, требовала провести экспертизу, проверить отпечатки там пальцев или что-то… Меня отправили на медицинскую экспертизу, а потом в СИЗО временного содержания", - рассказала украинка.
"Следователь сказал, что он бы и рад меня отпустить, но у него начальство есть. Они в интернете увидели видео, где какой-то парень сказал, что я отдавал приказы. Сказали, что тот парень подписал мне смертный приговор, теперь меня ждет небо в клеточку", - сказала Савченко.
Она также вспомнила: "Я стояла в суде, судья ничего не спрашивал… Прочитал по бумажке какое-то липовое бредовое сочинение, в котором уже 40 томов тогда было – Вы представляете? Судья спросил: "Это правда?". Я сказала: "Нет, это ложь. Меня похитили с Украины… Судья опустил глаза и объявил решение, которое ему сказали", - заявила Савченко.