"Мемориал" признал Сенцова и Кольченко политзаключенными
Правозащитный центр "Мемориал" считает крымчан Олега Сенцова и Александра Кольченко политическими заключенными в России и требует освободить Сенцова и смягчить обвинение Кольченко.
"Мы требуем немедленного и безусловного освобождения Олега Сенцова, его полной реабилитации и тщательного расследования его заявлений о пытках со стороны ФСБ", - говорится в сообщении организации.
"Мы также полагаем, что с Александра Кольченко должно быть снято обвинение в участии в террористическом сообществе, а обвинение в теракте переквалифицировано на адекватную правонарушению статью (например, ч. 2 ст. 167 УК РФ, уничтожение чужого имущества путем поджога)", - заявляет Мемориал.
"При этом обвиняемый немедленно должен быть возвращен в Крым, согласно международному праву, а следствие должно прекратить приписывать ему российское гражданство", - добавляют в правозащитной организации.
Правозащитники "Мемориала", который в России признали "иностранным агентом", обнародовали свои выводы, проанализировав "все доступные материалы" по делу.
Сенцову вменяется: организация террористического сообщества; поджоги офиса "Русской общины Крыма" и отделения "Единой России", квалифицированные как теракты; подготовка к подрыву памятника Ленину как приготовление к теракту и попытка приобрести для этого взрывные устройства; незаконное приобретение и хранение оружия и взрывчатых веществ.
"Мемориал" подчеркивает, что Сенцов не участвовал в поджогах и подготовке к подрыву памятника, а обвинение в том, что он давал команды участникам преступной группы, основывается на показаниях осужденных Геннадия Афанасьева и Алексея Чирния, которые заключили сделку со следствием, а позже заявили о давлении на них.
"Видео со скрытой камеры, содержащее разговоры Чирния и Пирогова, в принципе опровергает версию о существовании постоянного террористического сообщества, которое причастно и к поджогам, и к подготовке взрыва памятника. Чирний неоднократно говорит, что делает взрывное устройство по своей инициативе и планирует подрыв с людьми, которые подозреваемыми или обвиняемыми по делу не являются. Эти противоречия в доказательной базе следствие проигнорировало. Часть утверждений обвинения и вовсе, с нашей точки зрения, выдумана следствием", - заявляет "Мемориал".
Кольченко вменяется: участие в поджоге офиса "Единой России" 18 апреля 2014 года, квалифицированное как теракт; участие в террористическом сообществе.
Он не отрицает, что участвовал в поджоге, а именно наблюдал за улицей, пока Чирний и Боркин поджигали здание. При этом Кольченко не признает свои действия терроризмом.
ПЦ "Мемориал" также считает, что "обвинение в теракте неадекватно обстоятельствам поджога", так как ночью офис был пуст и никто из группы "не демонстрировал умысел на устрашение населения" и не выдвигал требований.
Правозащитники отмечают, что за последние годы офисы "Единой России" в различных регионах РФ неоднократно поджигали, при этом дела возбуждались по статьям "умышленное уничтожение имущества" или "хулиганство".
"Преследование Кольченко не соразмерно ни нанесенному ущербу, ни стандартной российской практике", - подчеркивают в "Мемориале" и называют обвинение Кольченко в участии в террористическом сообществе "голословным", так как он лишь однажды, по данным следствия, "участвовал в неправовом действии с другими фигурантами дела".
Кроме такого, правозащитники считают, что "Правый сектор" навязчиво включают в обвинение, чтобы создать примитивный медийный образ националистической угрозы в Крыму".
Также "Мемориал" указывает на то, что беспрецедентное принуждение обвиняемых к смене гражданства с украинского на российское приводит к нарушению их прав: "к обвиняемым не допускают украинского консула, их не может защищать украинский адвокат".
"Дело расследуется с масштабными нарушениями прав человека и международного права", - констатируют правозащитники, подчеркивая, что незаконная оккупация Крыма не снимает с РФ обязательств, определенных международным соглашениями.