Бизнес-омбудсмен рассказал о первых жалобах предпринимателей
За первую неделю работы офиса бизнес-омбудсмена к нему поступило 50 жалоб от бизнеса, преимущественно - на Налоговую службу.
Об этом рассказал бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета в интервью Deutsche Welle.
"Мы официально начали нашу деятельность 20 мая. Я очень рад, что с первого же дня бизнес начал к нам обращаться. Уже в первую же неделю к нам поступило 50 жалоб от бизнеса", - отметил он.
"Предприниматели жалуются на разные государственные органы, но чаще всего на Налоговую службу. Немало сетуют и на Государственное агентство земельных ресурсов. Получаем жалобы и на органы местного самоуправления", - добавил Шемета.
По его словам, в отношении Налоговой многие люди жалуются на "невозвращение налога на добавленную стоимость, на необъективные проверки или, в некоторых случаях, даже на неправомерное открытие уголовных дел".
"Жалуются как на центральные налоговые органы в Киеве, так и на районные", - добавил бизнес-омбудсмен.
"Первые дни нашей работы показали, что и на Налоговую, и на Таможенную службу поступает много жалоб. В этих сферах нужны изменения. Приведу пример: в странах ЕС таможенному досмотру подлежат порядка 2% грузов. В Украине речь идет о 60%. Это, конечно, не содействует быстрому прохождению процедур и благоприятствует коррупции", - сказал Шемета.
Его офис планирует тщательно рассматривать приведенные в жалобах факты.
"Будем общаться с представителями органов, на которые жалуются, и после расследования давать госорганам рекомендации, что надо делать, чтобы решить проблему, на которую указывает бизнес. После дачи рекомендаций будем тщательно мониторить, как эти рекомендации выполняются", - объяснил Шемета.
"Вторая возможность помочь бизнесу – систематизировать поступающие жалобы и давать рекомендации по законодательным изменениям, которые могли бы облегчить жизнь бизнеса", - добавил он.
Бизнес-омбудсмен может начинать изучение актуальных проблем бизнеса и по собственной инициативе, в частности, на основании информации, которую получает из СМИ.
"Если мы будем видеть очень острую проблему, мы будем сразу начинать собственное расследование и давать системные рекомендации правительству и другим государственным органам, как улучшить инвестиционный климат в стране", - сказал Шемета.
Однако предприниматель, прежде чем обратиться к бизнес-омбудсмену, должен обжаловать действия госоргана к вышестоящему органу. "Если, например, речь идет о действиях налоговых органов на местах, то надо, как минимум, пожаловаться сперва в вышестоящие инстанции этого органа, а потом, если не будет результата, к нам", - сказал Шемета.
Он добавил, что бизнес-омбудсмен обычно пользуется "мягкими инструментами": "Мы не можем указывать органам исполнительной власти. Но международная практика показывает, что, если рекомендации омбудсмена тщательно подготовлены, органы власти их обычно выполняют".
Шемета констатировал, что бизнес-климат в Украине довольно неблагоприятный из-за коррупции.