Эксперт рассказал о поветах, регионах, поселениях и отказе от городов-поветов
Конституционная комиссия решила называть населенные пункты "поселениями", отказаться от городов областного значения, а АР Крым, Киев и Севастополь называть "регионами", как и области.
Об этом рассказал соавтор законопроектов об административно-территориальной реформе Анатолий Ткачук в интервью "Европейской правде".
Он подтвердил, что останется трехуровневая система устройства, что члены рабочей группы Конституционной комиссии согласились заменить название "район" на "повет", а образование уровня области назвать "регионами".
"Кое-кто настаивал, что должен оставаться "населенный пункт", хоть умри. Хотя на украинском языке есть название поселение. И здесь есть принципиальное отличие, потому что по украинскому названию люди "поселились", а населенный пункт кто-то создал, "населил". Но в итоге договорились о "поселении", - рассказал Ткачук.
"Так же шла дискуссия о районе и повете. Говорили, мол "повет – нехарактерно для Украины". Почему нехарактерно? Наоборот! Но аргументом стало то, что после объединения районов будет возникать путаница, о каком районе речь идет – о старом или о новом? Поэтому должна быть новая терминология", - объяснил он.
"И по областному делению – мы оставили родовое понятие "регион", которое будет употребляться вместо длинного термина "области, Автономная республика Крым, Киев и Севастополь". Хотя, на мой взгляд, лучше было бы вместо "региона" называть "край", - добавил Ткачук.
Он также сообщил, что в проекте экспертов "уже не предполагается городов областного значения или городов-поветов, то есть больших городов, которые отделены от окружающей сельской территории", – хотя и не все согласны с этим.
"Ассоциация малых городов вместе с "Батькивщиной" говорят: "Давайте всем городам предоставим статус городов областного значения, вытащим их из районов". Но практика же показала, что если из района вытащить город, останется полный депресняк, без внутренних связей. Вытягивание городов из административных территорий идет во вред и админтерриториям, и городам", - сказал Ткачук.
Среди достижений он назвал то, что люди начали понимать, что "им не нужно содержание сельсоветов, которые ничего не дает для общины".
"Самый решительный прогресс у нас – в сфере бюджетной реформы. Здесь произошла бюджетная революция, изменения очень кардинальные. Изменены подходы к формированию бюджетов и бюджетного выравнивания, и на сегодняшний день наша бюджетная система подобна североевропейским странам. Уже первый квартал показал, что у общин лучше финансовый результат, чем они имели бы, оставайся там старая бюджетная система", - рассказал эксперт.
"Но, конечно, здесь есть риски. Новый подход создает мотивацию для развития общин, но также закладывает большие диспропорции между экономически более состоятельными и экономически слабыми. Поэтому чем дольше мы будем тянуть с реформой территориального устройства, тем дольше будет расти диспропорция между богатыми и бедными, что катастрофически недопустимо", - добавил он.
Отметим, что административно-территориальная реформа – одно из требований Совета Европы.
Ранее руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко рассказывал, что в его предложении предусмотрено создание 129 поветов вместо 490 районов, порядка 1,5 тысяч общин вместо 11,5 тысяч нынешних субъектов местного самоуправления. Из 129 поветов 10 приходится на оккупированную часть Донбасса, а 8 – на Крым с Севастополем. Издание "Збруч" даже сформировало соответствующую карту.
Поветовая модель устройства Украины. Источник - "Збруч" |
Позже Колиушко обнаружил у себя ошибку и назвал целесообразным планировать в Харьковской области не 5, а 6 поветов.
Были и другие экспертные предложения. Например, Юрий Ганущак предлагал порядка 100 поветов.