Партии выбросили более полумиллиарда гривен на избирательную агитацию в 2014 году
Общественные активисты призывают обязать партии в обязательном порядке обнародовать исчерпывающие финансовые отчеты накануне и после избирательной кампании.
Об этом говорится в отчете гражданской сети "Опора", обнародованном в пятницу.
Отмечается, что, несмотря на предельные ограничения на расходы избирательных фондов совокупная стоимость избирательной кампании на парламентских выборах постоянно росла: в 2002г. составила 32.2 млн. грн., выросла в 17 раз в 2006 году. До 552.1 млн. грн., в 2007 гг. - 579.2 млн. грн. (+ 5% от предыдущей компании), в 2012 гг. - 601.3 млн. грн (+ 4%), в 2014 гг. - 674.5 млн. грн. (+12%).
Рекордсменами по сумме избирательного фонда на досрочных парламентских выборах стали партии "Батькивщина" (109.5 млн. грн.), "Оппозиционный блок" (106.4млн. грн.), "Блок Петра Порошенко" (97.4. Грн .) и "Народный фронт" (93.6 млн. грн.).
Как отмечает Ольга Айвазовская, координатор парламентских и избирательных программ "Опоры", источники происхождения "собственных средств" партии не раскрывают, и очевидно именно в этом проявляется их зависимость от частного финансирования со стороны крупного бизнеса. Вместе с тем в ежегодных финансовых отчетах партий о доходах, расходах и имущественном состоянии эта информации отсутствует.
Традиционно, официальные цифры добровольных взносов не отражают реального уровня финансовой поддержки партий гражданами. Если в структуре совокупного избирательного фонда не учитывать 100 миллионов гривен (98% всего фонда), которые в качестве добровольных взносов задекларировала ВО "Батькивщина", то общая доля вкладов физических лиц в парламентскую избирательную кампанию 2014 составит всего около 4%.
Это соотносится с показателями предыдущих лет (4,28% - в 2007 году, 13,23% - в 2006 году, 5,1% - в 2012 году) и свидетельствует о том, что так называемые "собственные средства" партий остаются доминирующим ресурсом , за счет которого формируются партийные избирательные фонды.
Среди 12 самых популярных партий (получили более 1,5% голосов избирателей) только две - "заступит" и "Правый сектор" - имеют достаточно высокую, хотя и несоизмеримо с "Батькивщиной", удельный вес добровольных взносов в избирательном фонде (36% и 35% соответственно). У других 9 партий доля привлеченных добровольных взносов не превышает 13% избирательного фонда.
С другой стороны, "Блок Петра Порошенко", а также "Свобода" и КПУ задекларировали нулевую долю добровольных взносов в избирательном фонде. На практике же львиная доля добровольных пожертвований в избирательный фонд вносится самими партийцами по требованию или по инициативе партии. Примером такого подхода является структура избирательного фонда партии "Батькивщина", где 98% задекларированных поступлений составили добровольные взносы физических лиц.
Среди партий, которые прошли в парламент в 2014 году дороже всего голос одного избирателя обошелся ВО "Батькивщина" - 122 грн. Меньше всех потратила "Самопомич" - 16 грн. на одного избирателя.
Для сравнения, в 2012 году голос избирателя дороже всего обошелся Партии регионов - 36 грн., а дешевле всего ВО "Свобода" - 11 грн.
Среди непроходимых партий рекордсменом в 2014 году стала "Сильная Украина" - 124 грн. за голос, тогда как в 2012 году "Наша Украина" потратила 280 грн. на одного избирателя. В разрезе полученных депутатских мест по пропорциональной системе дороже всего депутатский мандат обошелся также ВО "Батькивщина" — 6.7 млн. грн. Тогда как "Самопомич" на каждое добытое депутатское место в Верховной Раде потратила 0.9 млн. грн.
Как отмечает Александр Неберикут, аналитик ОПОРЫ, расходы на использование СМИ (эфирное время на телевидении, радио, материалы в печатных СМИ) составили более 90% всех официальных партийных расходов на агитационную кампанию.
Больше потратили "Оппозиционный блок" (более 100 млн грн) и ВО "Батькивщина" (чуть более 99 млн грн). Расходы на другие виды агитации (наружная реклама, печатные агитационные материалы) непропорционально меньше.
В то же время сохраняется практика финансирования кампаний в обход избирательных фондов, включая затраты на агитацию до момента официального регистрации партии в качестве субъекта избирательного процесса; пожертвования в неденежной форме, не отражающиеся в избирательной финансовой отчетности; злоупотребление административными ресурсами.
При введении жестких ограничений и отсутствия механизмов контроля угроза дальнейшей тенизации избирательных финансов сохраняется.
Вместе с тем в Центральной избирательной комиссии, уполномоченной осуществлять государственный надзор за финансированием избирательных кампаний и проводить анализ финансовых отчетов партий, отсутствуют достаточные полномочия и ресурсы для эффективного контроля за избирательными финансами партий и противодействия нарушениям законодательства.
Анализ финансовых отчетов является чисто формальным и не отражает реальной картины финансирования выборов. В Украине до сих пор нет прецедентов по применению санкций за нарушение процедур финансирования партий и избирательных кампаний.
Гражданская сеть "Опора" призывает усилить функции контроля и мониторинга за финансированием избирательных кампаний с помощью независимого и специализированного государственного органа, а также обязать партии в обязательном по ряду обнародовать исчерпывающие финансовые отчеты накануне и после избирательной кампании.