Украинцы катастрофически недовольны качеством админуслуг
В Украине в течение года снизилось количество людей, удовлетворенных качеством предоставления админуслуг, и увеличилось количество недовольных.
Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного фондом "Демократические инициативы" совместно с Центром Разумкова.
Положительно качество предоставления административных услуг в целом оценивают лишь 5% населения, что на 7% меньше, чем в 2013 году. В то же время доля тех, кто считает качество предоставления услуг плохим, выросла с 32% до 40%.
Еще 35% оценивают предоставление админуслуг удовлетворительно – примерно на уровне прошлого года (33%).
В 2014 году за административными услугами обращались 46,5% граждан Украины. Среди тех, кому приходилось лично обращаться в органы власти за определенными админуслугами, также преобладают негативные оценки: обслуживанием и предоставляемыми услугами недовольны 60%, а довольны – 30,5%.
Уровень удовлетворенности обслуживанием граждан в конкретных учреждениях свидетельствует об их неоднозначном отношении к работе таких учреждений. В частности, инстанции по оформлению субсидий и других видов соцпомощи чаще всего упоминались как среди тех учреждений, работой которых граждане довольны (22%), так и среди тех, деятельность которых население считает неудовлетворительной (21%).
Среди положительных элементов при оказании услуг чаще всего упоминались: четкие объяснения (23,5%), корректность поведения должностных лиц (19,4%), удобные часы приема (16%). Одновременно 35% граждан, обращавшихся за получением админуслуг, не смогли определить ни одного положительного элемента в обслуживании.
Среди основных негативных моментов чаще всего отмечали следующее: большие очереди (42%), отсутствие четких объяснений и необходимость посещать учреждения несколько раз (30%), волокита с рассмотрением дела (28%), необходимость ходить в другие инстанции (20%), а также покупать бланки и платить за некие "дополнительные услуги" (19%).
Давать взятки в течение последних 12 месяцев для получения админуслуг приходилось 11% населения – столько же было зафиксировано и во время опроса в марте 2013 года. Наряду с этим уменьшилась доля тех, кто взятки не давал – 71% (2013 г. – 76%), но одновременно возросла доля тех, кто не захотел отвечать на этот вопрос, – 18% (2013 г. – 13%).
29% населения считают, что люди дают взятки потому, что "так проще и легче решить их проблемы", но по сравнению с 2013 годом распространенность такого объяснения уменьшилась на 6%. На втором месте – утверждение, что взятки – "это уже норма нашей жизни". Так считают 21,5% (эта мотивация также уменьшилась по сравнению с 2013 г. – на 5%).
17% населения отмечают, что люди дают взятки потому, что от них это требуют, и еще 13% объясняют дачу взятки тем, что чиновники ничего не делают, чтобы решить вопрос, хотя открыто взятку и не требуют.
Подавляющая часть населения до сих пор не знакома с деятельностью государственной или местной власти в сфере предоставления административных услуг, но доля неосведомленных относительно этого граждан сократилась по сравнению с 2013 годом с 67% до 59%.
Зато существенно выросла доля тех, кто знает о создании центров предоставления административных услуг (с 8% до 21%) и создание официальных веб-ресурсов по админуслугам (с 4% до 9%).
Исследование проводилось с 19 по 24 декабря 2014 года. Опрошено было в 2008 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины, за исключением АР Крым. Теоретическая погрешность выборки – 2,3%.
Украинская правда