За избиение журналистов на Майдане могут никого не наказать
Уголовное производство по делу об избиении журналистов и участников Майдана в ближайшее время может быть закрыто.
Такую информацию получила группа юристов, которая по инициативе "ЛІГАБізнесІнформ" в этом следственном процессе защищала права 12-ти журналистов, избитых 1 декабря во время столкновения бойцов "Беркута" и граждан на улице Банковой в Киеве.
В целом тогда от действий сотрудников спецподразделения "Беркут" пострадали до 50 сотрудников СМИ, в том числе и фотокорреспондент "Лиги" Александр Перевозник.
Депутат, генерал милиции Геннадий Москаль заявил: "Совершенно никто не наказан, и никакого прогресса по этим делам нет. Известны фамилии всех, кто руководил избиением людей 1 декабря на Банковой и во все остальные дни. Но все они убежали быстрее Януковича".
По неофициальной информации, которую получили адвокаты, прокуратура готовится закрыть или уже закрыла уголовное дело, связанное с избиениями журналистов во время Майдана.
Об этом свидетельствуют и косвенные признаки: следователи не вызывают адвокатов и их клиентов для участия в следственных действиях, с нарушениями сроков и обтекаемо отвечают на адвокатские запросы, закрывают информацию, игнорируют встречи.
"На сегодня ни одного адвоката, который был в нашей группе, не пригласили для участия в следственных действиях, и при новой власти тоже. Проводятся ли они, нам неизвестно", - сказал Денис Овчаров, который ведет дело фотокорреспондента Анатолия Степанова.
Адвокаты считают, что власть решила просто признать вину государственного аппарата и выделить деньги пострадавшим, но это может помешать установить конкретных виновных.
Координатор юридической группы по защите пострадавших журналистов Артем Афян допускает, что "государство не хочет дополнительного ослабления силового аппарата" в нынешней ситуации.
Адвокат журналиста Александра Заклецкого Виталий Тытыч уверен: процессуально дело собираются похоронить.
"Сам факт объединения нескольких уголовных дел с разными квалификациями – это механизм провала дела. В таком контексте у него нет никакой судебной перспективы: представьте себе, допустим, что в одном деле проходят полторы тысячи обвиняемых и около пяти тысяч пострадавших, каким может быть судебное производство?", - сказал он.
Дело журналистов, избитых на Банковой 1 декабря, следствие объединило с делами гражданских лиц. Пострадавшим, которые приходили в МВД, отказывали в принятии заявления о преступлении и внесении его в ЕРДР по конкретному факту, а предлагали подписать заявление о признании потерпевшим в уже открытом деле №1056.
Это уголовное производство было внесено в ЕРДР по двум статьям – препятствование законной профессиональной деятельности журналистов и превышение служебных полномочий.
"Соответственно, в качестве потерпевших туда попали и журналисты, и просто избитые граждане… Мы понимали, что такие "хитрости" следствия направлены на ослабление процессуальных возможностей наших клиентов. Но ситуация была такой, что надо было войти хоть в какой-то следственный процесс", - объясняет Тытыч.
По словам Афяна, сейчас наказания для виновных хотят не столько потерпевшие, сколько общество, которое стало невольным свидетелем преступлений.