Налог на утилизацию авто растворится в госбюджете – эксперт
Налог на утилизацию автомобилей, который должен заработать с 1 сентября, послужит для наполнения государственного бюджета.
Об этом в своей статье для "Зеркала недели. Украина" пишет доктор юридических наук, профессор Данил Гетманцев.
"Новый обязательный платеж является разновидностью экологического налога. Он не является сбором. Таким образом, законодатель, определяя правовую природу платежа, заранее предполагал невозможность его использования по определенному целевому назначению, ведь нецелевой характер является основным признаком налога, в отличие от сбора", - отмечает автор.
По его словам, "утилизационный сбор по-украински, в отличие от зарубежных аналогов, растворится в общей части государственного бюджета, не ставя в зависимость достижение формальных целей его введения от объема поступлений".
Эксперт также утверждает, что в случае с налогом на утилизацию автомобилей формально речь не может идти о защитных мерах в отношении отечественного автомобилестроения, поскольку налог формально не является дополнительной пошлиной или сбором, вводимым на импорт транспортных средств.
По мнению автора, вводя налог, правительство сделало все возможное для того, чтобы формально уйти от ограничений, установленных ВТО, оставив при этом экономическую суть обязательного платежа.
Гетманцев также отмечает, что решение привязать ставки утилизационного налога на автомобили к объему двигателя объясняется фискальной необходимостью.
"Какая связь между объемом двигателя и ставкой налога, которая хотя бы теоретически должна быть привязана к возможным затратам на утилизацию автомобиля, остается загадкой. В данном случае, отойти от трезвой логики и здравого смысла законодателя вынудил основной инстинкт финансовой ветви украинской власти — фискальная необходимость, подсказывающая просто-напросто, что с более дорогих автомобилей можно взять налоги по более высокой ставке, чем с дешевых", - подчеркивает автор.
При этом он указывает, что такие необходимые для расчета обоснованной ставки любого утилизационного сбора категории, как масса автомобиля и срок его эксплуатации, были вполне прогнозируемо отодвинуты на задний план.