Представители власти заполонили телевизор
В сентябре 2011 года рейтинг внимания на всех ведущих каналах по-прежнему в пользу правящей коалиции (64% против 26% оппозиции и 10% других политиков).
Об этом свидетельствует контент-анализ, проведенный Академией украинской прессы с участием ученых Института социологии НАНУ, сообщает "Зеркало недели. Украина".
Наименее сбалансированное распределение внимания и синхрона на Первом национальном, наиболее сбалансированное - на Новом канале, СТБ, ТРК "Украина".
В целом, 76% синхрона принадлежит представителям власти, 14% - оппозиции, 10% - другим политикам.
Прямая речь представителей власти и правящей коалиции на Первом национальном составляла 98%.
Однако эксперты отмечают, что ситуацию 2011 года в медиа-пространстве вряд ли можно назвать аналогичной жесткому регулированию информационной среды властями во времена Кучмы.
Об этом пишут Валерий Иванов (Академия украинской прессы), Виктория Сюмар (Институт массовой информации), Наталья Лихачева (ГО "Телекритика"), Наталья Костенко (Институт социологии НАН Украины).
Эксперты видят несколько причин, почему сейчас ситуация лучше, чем во времена кучмизма.
"Во-первых, власть не имеет достаточно большой профессиональной пропагандистской машины, способной выработать содержание и навязывать исключительно свой дискурс. Во-вторых, зоной относительной свободы остаются печатные СМИ. В-третьих, достаточный вес набирают интернет-каналы, по которым информацию получают те, кто принимает решения", - отмечают авторы статьи.
"Однако очевидно, что, вместо информирования и разъяснения собственных действий, публичной дискуссии по поводу актуальных проблем, власти выбрали стратегию отмежевания от критики и замалчивания общественно важной информации, превращения СМИ в типично развлекательный продукт", - уверены эксперты.
Однако, по мнению авторов статьи, такой подход для власти может быть "эффективным" только в кратковременной перспективе.
"В более длительной перспективе такая политика приведет к вполне ожидаемым результатам - снижению доверия общества к традиционным СМИ, снижению их рейтингов, оттока значительной части аудитории в интернет, превращению интернет-изданий и социальных сетей в основной источник информации и постепенное отмирание журналистики как профессии", - говорится в статье.