КС вывел Кучму из-под удара в деле Гонгадзе?
Обвинение в совершении преступления не может основываться на данных, полученных без соблюдения Конституции или с нарушением законов.
Такое решение обнародовал Конституционный суд в пятницу, рассмотрев представление Службы безопасности Украины, сообщает Интерфакс-Украина.
СБУ просила КС разъяснить положения ч.3 ст.62 Конституции "Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем".
КС в своем решении обратил внимание на то, что обвинение в совершении преступления "не может быть основано на фактических данных, полученных незаконным способом, а именно: в нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина (кроме случаев возможности ограничений, предусмотренных Основным законом Украины), с нарушением установленного законом порядка, средств, источников получения фактических данных, а также не уполномоченным на это лицом".
КС подчеркнул, что признаваться допустимыми и использоваться как доказательства в уголовном деле могут только такие фактические данные, полученные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
"Проведение оперативно-розыскной деятельности общественными, частными организациями и лицами, иными органами или их подразделениями, кроме определенных в ч.1 этой статьи, запрещено", - подчеркивается в решении суда.
Такой запрет связан с тем, что проведение оперативно-розыскной деятельности по своему усмотрению нарушает не только законодательные положения, но и конституционные права и свободы гражданина.
"Конституционный суд Украины решил, что ... положения первого предложения ч.3 ст.62 Конституции Украины, согласно которому обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, следует понимать так, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченного на то лица без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом, а также полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации с применением средств, предусмотренных законом Украины об оперативно-розыскной деятельности лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности", - подчеркивается в результативной части решения КС.
Решение КС является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Как известно, Генпрокуратура признала аудиозаписи экс-майора Госохраны Николая Мельниченко вещественными доказательствами по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Если следствие докажет, что Мельниченко использовал при записи Кучмы "средства, предусмотренные законом Украины об оперативно-розыскной деятельности", то его записи нельзя будет использовать в качестве доказательств по делу Гонгадзе.