Уго Чавеса в Украину привели транзит нефти и самолеты
Он стремится про зондировать варианты сбыта венесуэльской нефти европейским потребителям и возможности покупки украинских самолетов АН, передает "Немецкая волна".
Официальная программа визита Уго Чавеса предполагает встречу с президентом Украины Виктором Януковичем и ознакомление заокеанского гостя "с производственными мощностями Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова".
Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов посоветовал Януковичу не дразнить Вашингтон чрезмерно теплым приемом Чавеса.
Эксперт заявил прессе, что Запад "может насторожиться еще больше, если увидит, что Киев стремится к более тесным отношениям с государством, которое США и Евросоюз не воспринимают".
В то же время кандидат политических наук Александр Палий в интервью "Deutsche Welle" напомнил, что, в отличие от таких стран, как Иран, Венесуэла не является объектом международных санкций и с ней тесно сотрудничают немало европейских стран, которые являются союзниками США.
Палий считает, что во время своего турне по постсоветским странам Чавес изучает возможности транзита через украинскую территорию до Белоруссии своей нефти.
И здесь ему необходимо понять, самостоятельна ли нынешняя украинская власть самостоятельной и независима ли от Москвы, чтобы гарантировать Венесуэле и Белоруссии надежный транзит по украинским нефтепроводам до 10 миллионов тонн нефти в год.
Посещение Чавесом АНТК им. Антонова Палий объяснил интересом венесуэльского лидера к украинским самолетам. Эксперт отметил, что Украина способна самостоятельно производить новые самолеты серии АН и имеет проблемы лишь с их сбытом на мировом рынке.
А бывший представитель президента по международным вопросам и энергетической безопасности Богдан Соколовский сказал "Би-Би-Си", что планы по сотрудничеству с Венесуэлой в сфере обеспечения нефтепродуктами рассматривались еще несколько лет назад - "среди разных вариантов, которые содействовали бы усилению энергетической независимости Украины".
Эксперт отметил, что все, что касается венесуэльской нефти, заслуживает большого внимания. "Однако политическая ситуация заставляет быть очень осторожным, поскольку это очень неоднозначная фигура и неоднозначный лидер", - сказал Соколовский о переговорах с Чавесом.
Он также отметил, что Белоруссия, по его мнению, "на контактах с Венесуэлой выигрывает". "Белоруссия подписала контракт на поставку 30-ти миллионов тонн нефти на 3 следующих года. То есть, по 10 миллионов тонн каждый год", - сказал Соколовский.
Одним из вариантов украинского участия он считает использование нефтепровода Одесса-Броды, который сейчас работает в реверсном режиме, что отвечает интересам российских поставщиков нефти. Соколовский отметил, что сейчас нефть на Мозинский нефтеперерабатывающий завод (в Белоруссии) транспортируется по железной дороге.
"Еще два года назад мы просчитывали вариант использования Одесса-Броды, это могло бы обеспечить транспортировку до 10 миллионов тонн, да еще и 4-5 миллионов тонн своих, первая достроенная очередь нефтепровода была бы полностью загружена", - сказал эксперт.
"К сожалению, оппоненты решили тогда по-своему, и теперь нефть транспортируется по железной дороге, а нефтепровод работает в реверсе, и он недозагружен", - добавил Соколовский.