КИУ перед выборами констатирует серьезные проблемы, не решенные законом
Комитет избирателей Украины констатирует, что внесенные 30 августа изменения в закон о местных выборах сняли лишь несколько противоречивых норм, но не решили ряд серьезных проблем.
Об этом говорится в отчете КИУ о законодательстве о местных выборах, подготовке политических партий к выборам и процессе формирования ТИК, распространенном в пятницу.
По выводу Комитета, принятый закон о выборах депутатов Верховной Рады Крыма, местных советов и сельских, поселковых, городских глав "не соответствует общепринятым международным стандартам и традиции проведения избирательных процессов Украине".
"Смешанная пропоционно-мажоритарная избирательная система ограничила возможности местных лидеров и локальных групп активистов относительно их влияния на ход местной избирательной кампании. "Партизация" местных выборов - недемократичная практика, так как деятельность местного самоуправления на уровне городов и районов не носит политической окраски", - заявляет КИУ.
"Доминирование политических партий оставило вне избирательного процесса значительные социальные и профессиональные группы населения, что негативно будет влиять на качество работы местных органов власти", - констатируют в Комитете.
По его выводу, закон "устанавливает неравные условия для субъектов избирательного процесса в вопросах, касающихся формирования избирательных комиссий для проведения местных выборов".
"Законом нивелируются принципы пропорциональности представительства кандидатов и политических партий в избирательных комиссиях, вводятся субъективные принципы отбора членов комиссий и распределения среди них руководящих должностей, нарушаются основы коллегиальности при принятии избирательными комиссиями своих решений", - отмечает КИУ.
Кроме того, по мнению комитета, закон наделяет Центризбирком "чрезмерными полномочиями в отношении осуществления территориальными комиссиями своих полномочий, что несет угрозу политизации их работы на местных выборах".
"Учитывая опыт предыдущих кампаний, избирательные споры должны решаться через механизмы правосудия, а не подмениваться регулированием ЦИК", - подчеркивают в КИУ.
Кроме того, на организацию местных выборов отводится "очень мало времени", что может негативно повлиять на качество подготовки и проведения выборов.
Также КИУ отмечает, что закон не обеспечивает прозрачность информации о кандидатах на выборах, так как не обязует кандидатов в депутаты местных советов предоставлять в избиркомы свои предвыборные программы, - и это негативно повлияет на информованность избирателей.
Кроме того, этот закон "не использует в полной мере возможности Государственного реестра избирателей, что создает возможности для манипулирования со списками избирателей и нарушений при внесении в них изменений". "Работа со списками избирателей и дальше ведется рядом органов, основы взаимодействия между которыми не определены четко", - пишет КИУ.
Закрытые партийные списки и отсутствие самовыдвижения на местных выборах не позволило провести полноценный отбор кандидатов на местные выборы, добавляет Комитет.
"Использование элементов системы "праймериз", которое не было урегулировано законодательством, имело большее отношение к электоральным технологиям, чем к процессу определения территориальными общинами свои лидеров", - считает КИУ.
В то же время, законодательное регулирование участия общественных организаций в наблюдении за избирательным процессом требует усовершенствования, так как общественные организации не наделены правом составлять акты о нарушении и получать копию протоколов о подсчете голосов, и лишь всеукраинские организации наделены правом вести наблюдение.