Контракт Нафтогаза и Фирташа угрожает безопасности Украины - эксперты
Об этом в статье для "Зеркала недели" пишут эксперты центра "Номос" Михаил Гончар и Максим Алинов, анализируя документ, который имеется в распоряжении редакции газеты.
В публикации отмечается, что контракт об объемах и условиях закачки природного газа в подземные хранилища, его хранения, отбора и транспортировки в 2005-2030 годах был заключен между "Нафтогазом" и РосУкрЭнерго 29 июля 2004 года.
Стокгольмский арбитражный суд в своем решении от 8 июня 2010 года признал это соглашение действительным и обязательным для сторон "на данный момент".
Эксперты отмечают, что этот контракт не стыкуется с недавно принятым законом "Об основах функционирования рынка природного газа".
В соответствии с нормами данного документа, все субъекты рынка природного газа имеют равные права доступа к Единой газотранспортной системе Украины (к газовым сетям и мощностям для хранения природного газа).
При этом установлено, что одним из принципов рынка природного газа является добросовестность конкуренции между его участниками в условиях равных прав и возможностей.
"Так неужели "Нафтогаз" и Минтопэнерго стремятся к открытию газового рынка для всех субъектов на "справедливых и разумных" условиях контракта?", спрашивают эксперты.
"Ведь сохранение в силе контракта 3/04 в его нынешнем виде и установление, например, более высоких тарифов или другого режима использования ПХГ для иных субъектов, чем РосУкрЭнерго, будет нарушением равных прав и возможностей", - говорится в статье.
Эксперты отмечают, что данный контракт может привести к возникновению проблем для Украины в контексте ее обязательств по Договору к Энергетической хартии.
Также, согласно контракту "Нафтогаз" обязан оказать РосУкрЭнерго услуги по хранению до 15 миллиардов кубометров газа. Таким образом, указанный контракт покрывает практически 50% общей мощности украинских ПХГ и резервирует их за "РосУкрЭнерго".
С учетом приведенных примеров, отмечают эксперты, можно утверждать, что контракт представляет угрозу энергетической безопасности Украины.
А это, в свою очередь, является основанием для признания украинским судом решения Стокгольмского арбитража (в части установления действительности контракта) несовместимым с публичным порядком Украины, говорится в публикации.