Портнов рассказал о приторможенных делах и влиянии на фигурантов
Огромное количество уголовных дел даже не попадают в суд, что позволяет правоохранителям манипулировать фигурирующими в них людьми.
Об этом заявил заместитель главы администрации президента Андрей Портнов в интервью "Зеркалу недели", говоря о новой схеме рассмотрения уголовных дел, которая будет предложена в ходе реформы уголовного судопроизводства.
"Можно с уверенность утверждать: количество уголовных дел, по которым не только нет приговора суда, но вообще нет дела в суде, немногим меньше, чем количество взрослого населения в нашем государстве", - заявил Портнов.
"Это значит, что по так называемым фактовым уголовным делам (возбужденным по факту преступления) можно иметь реальное влияние практически на любого человека и поставить его в зависимость от государственной машины, конкретного чиновника-правоохранителя", - объяснил он.
При этом Портнов опроверг возможность отменить в процессе реформы уголовного судопроизводства, в которой он принимает активное участие, возможность возбуждения фактовых дел.
"По новой европейской модели возбуждаются именно фактовые дела. Однако фактовых дел в том виде, в котором они существуют у нас сейчас, быть не должно", - отметил он.
"Должна существовать определенная тайная часть следствия. Но с того момента, когда прокурор готов предъявить документы в суд, начинается отсчет разумного срока, который не должен превышать шести месяцев", - подчеркнул Портнов.
По его мнению, с этого момента адвокат и прокурор должны получить совершенно одинаковый доступ к доказательной базе, одинаковое право на ознакомление с материалами дела, ведения допросов, сбора доказательств, проведения экспертиз и т.д.
"Они должны быть максимально уравнены в правах, и это обеспечит реальную состязательность процесса. Это краеугольное положение, базовый принцип, на который будет нанизываться все остальное", - заявил Портнов.
"Условно говоря, в процессе появится два адвоката: один - на стороне защиты, второй - на стороне обвинения", - добавил он.