"Газпром" утверждает, что не хочет наказывать "Нафтогаз"
Задача арбитражного разбирательства "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" в Стокгольме состоит не в наказании компании, а в том, чтобы застраховать себя от рисков возможных российско-украинских газовых кризисов.
Об этом журналистам заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, сообщает "Интерфакс-Украина".
"Процесс идет ни шатко, ни валко. Наша задача, в первую очередь, заключается в том, чтобы себя обезопасить от будущих кризисов, уйти от тех рисков, которые есть на сегодняшний день. Задача не в том, чтобы кого-то наказать", - сказал он.
В то же время Миллер напомнил, что прямые потери "Газпрома" от январского транзитного кризиса составили более 2 млрд. долл.
Как известно, "Газпром" 16 января, то есть до подписания 19 января 2009 года газовых соглашений с "Нафтогазом", обратился с просьбой об арбитраже в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. Вид спора - транзит российского природного газа через территорию Украины.
В заявленном требовании "Газпром" указывал на то, что между "Нафтогазом" и "Газпромом" существует долгосрочный контракт об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 год и соответствующие дополнения к нему.
Согласно этим документам, по мнению "Газпрома", ответчик - "Нафтогаз Украины" - не только "не соблюдал юридических обязательств по транзиту природного газа через территорию Украины в Европу", но еще и изымал транзитный газ.
В Стокгольмском арбитраже "Газпром" просил, в частности, обязать ответчика возобновить и продолжать исполнение своих обязательств по оказанию услуг транзита истцу в соответствие с условиями долгосрочного контракта.
Также "Газпром" просил признать изъятие отобранного газа длящимся нарушением долгосрочного контракта, обязать ответчика возвратить истцу отобранный газ (или его эквивалент) и взыскать понесенные истцом убытки.
Кроме того, "Газпром" направил в Стокгольмский арбитраж дополнительное письмо с уточнением исковых требований. Последний пункт в нем выражается цифрой в 100 тыс. евро.
В свою очередь, 6 марта "Нафтогаз" попросил суд отклонить просьбу "Газпрома" в связи с тем, что, согласно арбитражным оговоркам, на которые ссылается российская сторона, на досудебное - мировое и взаимоприемлемое - разрешение спора между "Нафтогазом" и "Газпромом" отведено 45 дней "с момента возникновения спора", только по истечении которых в случае, если согласие не достигнуто, возможно обращение к арбитражу.