Медведько хочет оставить за прокурорами "надзор"
Генеральный прокурор Александр Медведько выступает против того, чтобы органы прокуратуры были абсолютно лишены права расследовать уголовные дела, а также за то, чтобы прокуратура не руководила, но надзирала за следствием.
Об этом он сказал в интервью "Коммерсант-Украина", комментируя концепцию реформирования криминальной юстиции, обсуждавшуюся на заседании СНБО 15 февраля.
"Было принято решение одобрить концепцию. Но в то же время с критическими замечаниями выступил первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш, выступил я. Мы убеждали президента в том, что ее необходимо доработать", - рассказал Медведько.
"Мои критические замечания касались в основном роли и места прокуратуры. Я был не согласен с тем, что прокуратура должна руководить следствием. В концепции есть расшифровка, что такое руководство следствием. Одним из моментов является то, что прокурор должен обеспечить нормальные условия труда следователю", - сказал он.
"То есть я должен обеспечить нормальные условия труда следователю в МВД, в Службе безопасности (именно эти ведомства согласно концепции должны проводить досудебное следствие), но это ведь не роль и не функция органов прокуратуры, поэтому я против этого. Я говорил, что прокурор должен осуществлять надзор над расследованием уголовного дела", - объяснил свою позицию Медведько.
Кроме того, руководитель Генпрокуратуры "против, чтобы органы прокуратуры вообще не имели права расследовать уголовные дела".
"Полагаю, прокурор имеет право возбуждать уголовное дело, расследовать его в отношении того же сотрудника прокуратуры или иного правоохранительного органа, судьи – так это и в Европе принято", - подчеркнул Медведько.
"Я был против того, чтобы в случае создания Антикоррупционное бюро занималось координацией деятельности других правоохранительных органов по расследованию всех преступлений, которые совершаются госслужащими. А ведь госслужащие могут совершать не только коррупционные правонарушения!", - отметил он.
Более того, подчеркнул генпрокурор, "функция координации закреплена за органами прокуратуры, поэтому этим должна заниматься прокуратура".
"Такие разногласия и привели к тому, что мы просили президента дать нам время, и Виктор Андреевич определил срок – один месяц – для доработки этой концепции. Но ведь это пока только концепция. На ее основании нужно еще внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, вернее, по моему глубокому убеждению, нужно принять новый уголовно-процессуальный кодекс. Все зависит от того, согласятся ли депутаты с тем, чтобы в органах прокуратуры не было следствия", - отметил он.
"Кроме того, мы разработали и внесли законопроект "О прокуратуре", в котором тоже предлагаем, чтобы прокуратура занималась расследованием уголовных дел только в исключительных случаях… Прокуратура должна быть надзорным органом. В то же время есть и противники этого… Как человек, 12 лет проработавший следователем, я сожалею, что прокуратура не будет заниматься расследованием. Но есть Конституция", - добавил Медведько.